Рекомендовано к просмотру

Печать

tv.jpgРынок платного телевидения в Поволжье меняется – новые технологии доставки видеосигнала потребителю диктуют свои законы рынку. Потребителям хочется большего – не просто смотреть, но и взаимодействовать с увиденным. И платить за это.

Рынок платного ТВ растет. По итогам 2008 года абонентская база услуги платного телевидения Приволжского федерального округа составила три млн подключенных домохозяйств. Рост по сравнению с 2007 годом превысил 17%. За первые шесть месяцев 2009 года абонентская база услуги в регионе приросла еще на 300 тыс. домохозяйств. Таковы данные J’son & Partners Consulting. Рост ожидается по результатам подведения итогов всего года. При этом стоимость услуги заметно не менялась.

Что касается представленности платного ТВ как вида, то карта Приволжского федерального округа (ПФО) больше походит здесь на лоскутное одеяло – что ни регион, то свои нюансы и лидеры. Крупнейшими регионами по показателю абонентской базы вполне предсказуемо являются Башкортостан, Татарстан и Самарская область, являющиеся также лидерами по числу населения. Они же лидируют в ПФО по показателю проникновения услуги.

Поделили рынок

Приволжский федеральный округ представлен крупнейшими игроками рынка, как федеральными, так и межрегиональными. Среди них «Триколор-ТВ», «Стрим-ТВ» (КОМСТАР), «Диван-ТВ» («ЭР-Телеком»). Кроме того, характерной особенностью рынка Поволжья является также наличие крупных местных игроков, присутствующих лишь в одном или двух регионах – ТВТ и УфаNET соответственно. Что касается структуры подключения, то городские жители традиционно выбирают в качестве платного кабельное телевидение, а жители сельских районов предпочитают спутниковое. Причем склоняются все больше от премиум-сегмента (НТВ+) к бюджетным вариантам, таким как, например, «Триколор ТВ».

Крупнейшим игроком рынка ПФО, доля которого в абонентской базе региона составляет 22%, является спутниковый оператор «Триколор». На втором месте по объему абонентской базы — «ЭР-Телеком» с долей рынка 18%. При этом, если рассматривать рынок в разрезе субъектов РФ, данный оператор занимает лидирующие позиции в шести регионах присутствия из девяти среди кабельных операторов. Такую оценку дают в J’son & Partners Consulting.

Технологии передачи сигнала условно можно разделить на аналоговые и цифровые. Абонентов последних пока заметно меньше на рынке, но динамика роста их числа выше. Различаются технологии и по способу доставки сигнала – спутниковое, эфирное или эфирно-кабельное ТВ и кабельное ТВ. Причем эфирное аналоговое достается зрителям бесплатно, а за остальное приходится платить в той или иной степени. Разномастность хорошо видна на примере Самары, где присутствуют «ЭР-Телеком», работающий под брендами «Диван-ТВ» (аналоговое телевидение) и «Диван – ТВ плюс» (цифровое телевидение), телекоммуникационный холдинг ОАО «МуВох-Самара» («Пятый путь») (аналоговое и цифровое вещание), «Теленет», предоставляющий услуги платного телевещания под маркой «TELENET» (аналоговое и цифровое телевидение), а также «ВолгаТелеком» (эфирное и эфирно-кабельное телевидение). На фоне бесплатного ТВ для абонентов плюсы платных каналов все более очевидны – это разнообразие программ, качество изображения. На новом витке развития рынка — цифровом ТВ и IPTV — к ним добавляются возможности интерактивности и дополнительные возможности «цифры» — такие как, например, видео по запросу.

Точки роста

Рынок растет, несмотря даже на то, что в 2009 году абоненты проявили стремление к экономии, и в течение первого квартала наблюдался даже их отток и снижение ARPU. Рост абонентской базы клиентов платного ТВ восстановился только к середине года. Тем не менее лидеры сумели закончить год с прибавкой, что видно по итогам работы «ЭР-Телекома». Причем половину прибавки составили бывшие абоненты других операторов. «На рынке физлиц наблюдается высокая активность операторов. В 2009 году рынок вырос на 30 процентов. В 2010 году мы прогнозируем рост на уровне 23 процентов, — говорит Ольга Сиротская, руководитель отдела маркетинга ЗАО «Компания ”ЭР-Телеком”» в Самаре. — Около 60 тысяч новых абонентов. Учитывая при этом, что есть уже сформировавшиеся пользователи, которые потреб­ляют услуги у операторов-конкурентов, и, как правило, они тоже подвержены миграции. Статистика по приросту абонентов показывает, что вновь подключившиеся абоненты составляют только половину прироста, а остальные – это переходы от конкурентов». По оценкам самой компании, в Самаре ее охват кабельным ТВ превышает 60%.

Очевидно, что развитие услуг КТВ продолжится, но темп будет постепенно снижаться. Вместе с тем будет расти доля цифрового, IPTV. Евгений Данилов, директор департамента маркетинга и продаж «Телесет Нетворкс» (Казань), в свою очередь, считает, что рынок IPTV не приобрел еще достаточного потенциала, сравнимого с западным или азиатско-тихоокеанским, но уже сегодня он показывает значительный рост. «В 2006 году основная часть всех российских абонентов IP-телевидения была сконцентрирована в Москве, — говорит он. — 2008 год стал одним из ключевых в плане перевода нескольких тестовых проектов IPTV в коммерческую стадию по всей стране и сопровождался стабильным ростом абонентской базы IP-телевидения. Кризис скорректировал планы многих интернет-провайдеров по внедрению данной услуги в коммерческую эксплуатацию, поэтому реализацию проектов пришлось отложить, но отнюдь не забыть».

Свойства нового ТВ

Опыты с IPTV — отнюдь не прерогатива только федеральных компаний. К примеру, только в Самаре сразу три региональные компании успели за прошедшие два года попробовать свои силы в IPTV. С разным успехом. В начале 2009 года услугу цифрового кабельного ТВ запустил «Теленет». Компания «Самтелеком» запустила IPTV под маркой «Сам-ТВ» еще в далеком 2007 году, но вскоре, не найдя спроса на услугу, фактически заморозила проект. Одной из главных причин тому стала показавшаяся потенциальному потребителю высокой стоимость приставок Set-Top-Box, по сути, «входного билета».

Но как показывает нынешний расклад, отсутствие этой преграды дает прекрасный результат. Это демонстрирует опыт тольяттинской компании «АИСТ». Оператор запустил IPTV в конце 2009 года в качестве дополнения к традиционному ШПД, предложив абонентам смотреть ТВ-программы, включая и HD-каналы, на компьютере. Проект в данное время работает в тестовом режиме, но виден его значительный потенциал. По данным компании, ежедневная аудитория новой услуги составила в январе свыше 25 тыс. абонентов. Пиковые нагрузки, возникшие в сети провайдера, даже подхлестнули его к экстренной модернизации сети на ряде участков.

Основное, чем рассчитывают привлекать абонентов цифрового ТВ, – его возможности не только смотреть, но и активно участвовать, его интерактивность. Потребитель хочет больше возможностей выбора: программ, видео и других онлайн-сервисов. По сути, новое телевидение должно иметь все свойства, присущие Интернету, а потому эфирное ТВ будет терять зрителей, если ему будет адекватная по качеству и цене альтернатива. «Кабельное ТВ, несомненно, будет стремительно развиваться и вытеснять эфирное. Причин много: это и лучшее качество ''картинки'', и надежность сигнала, и огромные возможности расширения пакета каналов, — аргументирует Виталий Клишин, заместитель генерального директора – директор приволжского филиала ''КОМСТАР-Регионы''. — Сравните, к примеру, контентное наполнение эфирного ТВ и КТВ ''Стрим''. Разница в количестве каналов – в десятки раз, тем более существенно их разнообразие». В данный момент у «КОМСТАР» в Поволжье около 350 тыс. абонентов. В Нижегородской области, например, ТМ «Стрим» занимает 70% рынка, в Саратове – около 55%.

«Как ни странно, большую часть зрителей КТВ в будущем будут составлять консервативные потребители аналогового ТВ, — прогнозирует Ольга Сиротская. — Хотелось бы, чтобы платное телевидение было адаптировано к абоненту, а это значит — максимум интерактивности в выборе каналов, в выборе передачи; видео по заказу и другие подобные услуги. На сегодняшний момент такой сервис уже появляется у нас, например, когда абонент в цифровом кабельном ''Диван-ТВ ПЛЮС'' подписывается не на весь пакет каналов, а выбирает перечень каналов под свои потребности. За этим будущее, хотя для операторов это сложнее, поскольку мы должны рассчитываться с правообладателями каналов».

Агенты влияния

На фоне продвижения федеральных компаний в регионы возможность смены владельцев в региональных кабельных сетях вполне реальна. Ее не исключают ни потенциальные покупатели, ни возможные покупаемые. «Рынок телекома сейчас уплотняется, и мы прогнозируем, что в ближайшем будущем останутся только крупные компании. Слияния и поглощения вполне возможны, — соглашается Ольга Сиротская. — У федеральных компаний больше ресурсов и больше возможностей. Мы не исключаем демпинг на рынке, который свойственен агрессивной политике захвата абонентов. В целом мы готовы рассмотреть любые предложения. В начале февраля, например, выкупили сеть более чем на 1,2 тысячи абонентов у компании ''Виват'', расположенной в Смышляевке Самарской области».

Если есть интересные активы, всегда найдутся желающие их приобрести, соглашается Виталий Клишин. Региональные провайдеры ТВ, кроме того, что испытывают нарастающую конкуренцию со стороны федеральных компаний, вынуждены отказываться от ряда зарубежных телеканалов, что связано с высокими лицензионными отчислениями правообладателям из-за относительной нестабильности валютного курса. Кроме того, по причине снижения доходов некоторые пользователи платного телевидения вынуждены либо отказываться от него, либо переходить на более дешевые тарифные планы, что влечет за собой снижение ARPU операторов.

Двигателем рынка пока является неудовлетворенность пользователей аналоговым вещанием в части качества и ассортимента каналов, а также растущий спрос на дополнительные услуги. Сегодня во многих городах люди получают в приличном качестве два-три эфирных телеканала, и оператор КТВ привлекает своих абонентов уже тем, что обеспечивает качественный показ центральных эфирных телеканалов. Не охваченный кабельными сетями региональный зритель решает вопросы количества и качества частичной заменой ТВ на Интернет или подключением к бюджетным спутниковым вещателям. Эту тенденцию отражают высокие темпы роста абонентской базы у бюджетных операторов спутникового телевидения, существенно опережающие прогнозируемые аналитиками.

Не стоит также забывать о государственной программе перевода телевидения в России на «цифру». Согласно ей, к 2015 году все население страны должно иметь возможность бесплатно принимать ряд телерадиоканалов в цифровом формате. И хотя сейчас влияние этого фактора сравнительно невелико, ближе к моменту перехода эфирного вещания на цифровые технологии операторы платного телевидения должны будут предоставить более убедительные аргументы, чем просто качественная картинка.

Вместе с тем есть регионы, где уже сейчас имеется 100−процентное покрытие цифровым ТВ с присутствием нескольких сильных игроков. И в этом случае операторы вынуждены конкурировать за каждого абонента путем увеличения числа предоставляемых каналов, снижения тарифов или предложения им дополнительных услуг.

Автор: Сергей Самойлов

Источник: www.expert.ru

Twitter
Класс!