Рынок платного телевидения в Поволжье меняется – новые технологии доставки видеосигнала потребителю диктуют свои законы рынку. Потребителям хочется большего – не просто смотреть, но и взаимодействовать с увиденным. И платить за это.
Рынок платного ТВ растет. По итогам 2008 года абонентская база услуги платного телевидения Приволжского федерального округа составила три млн подключенных домохозяйств. Рост по сравнению с 2007 годом превысил 17%. За первые шесть месяцев 2009 года абонентская база услуги в регионе приросла еще на 300 тыс. домохозяйств. Таковы данные J’son & Partners Consulting. Рост ожидается по результатам подведения итогов всего года. При этом стоимость услуги заметно не менялась.
Что касается представленности платного ТВ как вида, то карта Приволжского федерального округа (ПФО) больше походит здесь на лоскутное одеяло – что ни регион, то свои нюансы и лидеры. Крупнейшими регионами по показателю абонентской базы вполне предсказуемо являются Башкортостан, Татарстан и Самарская область, являющиеся также лидерами по числу населения. Они же лидируют в ПФО по показателю проникновения услуги.
Поделили рынок
Приволжский федеральный округ представлен крупнейшими игроками рынка, как федеральными, так и межрегиональными. Среди них
Крупнейшим игроком рынка ПФО, доля которого в абонентской базе региона составляет 22%, является спутниковый оператор «Триколор». На втором месте по объему абонентской базы —
Технологии передачи сигнала условно можно разделить на аналоговые и цифровые. Абонентов последних пока заметно меньше на рынке, но динамика роста их числа выше. Различаются технологии и по способу доставки сигнала – спутниковое, эфирное или
Точки роста
Рынок растет, несмотря даже на то, что в 2009 году абоненты проявили стремление к экономии, и в течение первого квартала наблюдался даже их отток и снижение ARPU. Рост абонентской базы клиентов платного ТВ восстановился только к середине года. Тем не менее лидеры сумели закончить год с прибавкой, что видно по итогам работы
Очевидно, что развитие услуг КТВ продолжится, но темп будет постепенно снижаться. Вместе с тем будет расти доля цифрового, IPTV. Евгений Данилов, директор департамента маркетинга и продаж «Телесет Нетворкс» (Казань), в свою очередь, считает, что рынок IPTV не приобрел еще достаточного потенциала, сравнимого с западным или
Свойства нового ТВ
Опыты с IPTV — отнюдь не прерогатива только федеральных компаний. К примеру, только в Самаре сразу три региональные компании успели за прошедшие два года попробовать свои силы в IPTV. С разным успехом. В начале 2009 года услугу цифрового кабельного ТВ запустил «Теленет». Компания «Самтелеком» запустила IPTV под маркой
Но как показывает нынешний расклад, отсутствие этой преграды дает прекрасный результат. Это демонстрирует опыт тольяттинской компании «АИСТ». Оператор запустил IPTV в конце 2009 года в качестве дополнения к традиционному ШПД, предложив абонентам смотреть
Основное, чем рассчитывают привлекать абонентов цифрового ТВ, – его возможности не только смотреть, но и активно участвовать, его интерактивность. Потребитель хочет больше возможностей выбора: программ, видео и других
«Как ни странно, большую часть зрителей КТВ в будущем будут составлять консервативные потребители аналогового ТВ, — прогнозирует Ольга Сиротская. — Хотелось бы, чтобы платное телевидение было адаптировано к абоненту, а это значит — максимум интерактивности в выборе каналов, в выборе передачи; видео по заказу и другие подобные услуги. На сегодняшний момент такой сервис уже появляется у нас, например, когда абонент в цифровом кабельном ''Диван-ТВ ПЛЮС'' подписывается не на весь пакет каналов, а выбирает перечень каналов под свои потребности. За этим будущее, хотя для операторов это сложнее, поскольку мы должны рассчитываться с правообладателями каналов».
Агенты влияния
На фоне продвижения федеральных компаний в регионы возможность смены владельцев в региональных кабельных сетях вполне реальна. Ее не исключают ни потенциальные покупатели, ни возможные покупаемые. «Рынок телекома сейчас уплотняется, и мы прогнозируем, что в ближайшем будущем останутся только крупные компании. Слияния и поглощения вполне возможны, — соглашается Ольга Сиротская. — У федеральных компаний больше ресурсов и больше возможностей. Мы не исключаем демпинг на рынке, который свойственен агрессивной политике захвата абонентов. В целом мы готовы рассмотреть любые предложения. В начале февраля, например, выкупили сеть более чем на 1,2 тысячи абонентов у компании ''Виват'', расположенной в Смышляевке Самарской области».
Если есть интересные активы, всегда найдутся желающие их приобрести, соглашается Виталий Клишин. Региональные провайдеры ТВ, кроме того, что испытывают нарастающую конкуренцию со стороны федеральных компаний, вынуждены отказываться от ряда зарубежных телеканалов, что связано с высокими лицензионными отчислениями правообладателям
Двигателем рынка пока является неудовлетворенность пользователей аналоговым вещанием в части качества и ассортимента каналов, а также растущий спрос на дополнительные услуги. Сегодня во многих городах люди получают в приличном качестве
Не стоит также забывать о государственной программе перевода телевидения в России на «цифру». Согласно ей, к 2015 году все население страны должно иметь возможность бесплатно принимать ряд телерадиоканалов в цифровом формате. И хотя сейчас влияние этого фактора сравнительно невелико, ближе к моменту перехода эфирного вещания на цифровые технологии операторы платного телевидения должны будут предоставить более убедительные аргументы, чем просто качественная картинка.
Вместе с тем есть регионы, где уже сейчас имеется 100−процентное покрытие цифровым ТВ с присутствием нескольких сильных игроков. И в этом случае операторы вынуждены конкурировать за каждого абонента путем увеличения числа предоставляемых каналов, снижения тарифов или предложения им дополнительных услуг.
Автор: Сергей Самойлов
Источник: www.expert.ru