Закон против SMS-спама

Печать

sms_spam.jpg

Потребитель сотовой связи хочет получать набор определенных услуг, а не обеспечивать получение оператором дополнительного вознаграждения от рекламодателей за рассылку их предложений. Однако операторы в свою очередь считают, что владельцам мобильных телефонов надо учиться беречь личную информацию. В Госдуме рассматривается законопроект, ужесточающий требования к рекламным рассылкам, распространяемым по сетям электросвязи.

В апреле на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект, направленный на борьбу со спамом, поступающим на мобильные телефоны россиян. Проект предлагает уточнить некоторые требования к рекламе, которая распространяется по сетям электросвязи, в том числе посредством sms и голосовых сообщений. Как указано в пояснительной записке, нормы действующего закона «О рекламе» несовершенны, так как существует возможность их трактования в пользу рекламораспространителя. В частности автор законопроекта предлагает разрешить распространение рекламы на мобильные телефоны и другие средства электросвязи только при условии «предварительного письменного согласия абонента».

Уже сейчас некоторые сотовые операторы включили в абонентский договор пункт о согласии на рассылку рекламных sms-сообщений. Как сообщили в пресс-службе компании МТС, в их типовом абонентском договоре с 2006 года прописана возможность рассылки коротких сообщений, касающихся деятельности компании. Как правило, это информация о новых доступных услугах, изменениях тарифов, акциях оператора и т.п. Согласно договору, абонент может отписаться от этих рассылок в любой момент. При этом, согласно договору между оператором и абонентом, передача персональной информации абонента третьим лицам от оператора запрещена. Такой же принцип работы с абонентами использует компания «ВымпелКом», выступающая на рынке сотовой связи под торговой маркой «Билайн».

- Мы внесли в договор изменения, на основании которых даем возможность получать информацию, но не принуждаем и не собираемся «спамить», - отметил директор Самарского филиала ОАО «ВымпелКом» Дмитрий Мезин, - Отключить эту функцию очень просто, достаточно отправить короткое сообщение на специальный номер.

Другой нормой, которую предлагают ввести с помощью нового законопроекта, является запрет на автоматическую рассылку рекламы. В случае одобрения этой инициативы, любая автоматическая рассылка рекламы, производимая как с участием человека, так и без него, будет запрещена. Правда, представители сотовых компаний заявляют, что они не занимаются рассылкой спама.

- «МегаФон» всегда работает в рамках законодательства, - отметила в частности директор по связям с общественностью Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Елена Харитонова. - Компания информирует абонентов только о собственных новых услугах и выгодных предложениях. Информирование об услугах, не связанных с услугами предоставления связи, оператор не производит.

Екатерина Карпова, специалист по связям с общественностью ОАО «МТС» (макрорегион «Поволжье»), считает, что 90% рекламных sms-рассылок рассылают не сотовые операторы, а компании, у которых накоплены собственные базы данных.

- Многие люди беспечно оставляют свои контактные данные и иную личную информацию, заполняя разные анкеты, регистрационные формы и другие подобные документы в магазинах, на выставках, конференциях. Таким образом, телефонные номера легко могут попасть в базы рекламных рассылок, - отметила Екатерина Карпова. - Необходимо помнить, что, оставляя информацию о себе, не требуя гарантий защиты личной информации, абонент самостоятельно открывает к своим данным доступ мошенникам и недобросовестным организациям. Абонентам, не желающим получать рекламные sms-рассылки, следует более тщательно оберегать свои персональные данные, не оставлять свои номера в магазинах, клубах и других заведениях, которые не гарантируют сохранения конфиденциальной информации о клиентах. Кроме того, бывает, что sms-рассылки организуются с помощью специальных компьютерных программ, набирающих случайные комбинации чисел.

Проблема мобильного спама существует уже достаточно долго. Очень часто sms-рассылкой пользуются мошенники. Кто не получал sms-сообщений о просьбе перезвонить на неизвестный номер или положить деньги на счет якобы близкого вам человека? Или сообщения типа «Отправь sms на короткий номер»? При этом у sms-мошенников оказывается практически полная информация о вас и ваших знакомых. Откуда они ее берут, остается загадкой.

С проблемой sms-спама борется не только правительство. Дабы сохранить доверие своих абонентов, сотовые операторы самостоятельно пытаются противостоять этому явлению. В частности, пресс-служба МТС сообщает, что компания ведет работу по борьбе с sms-спамом в нескольких направлениях.

- В первую очередь, ведем разъяснительную работу с абонентами как в салонах-магазинах, магазинах дилеров (распространяем информационные листки), так и через СМИ, где призываем абонентов быть более бдительными и не оставлять номер своего телефона без гарантии сохранения конфиденциальности, - сообщила Екатерина Карпова. – Кроме того, МТС участвует в работе авторитетных международных профессиональных организаций и внедряет новейшее оборудование для борьбы с sms-спамом на международных направлениях. В частности в 2009 году в МТС был принят к реализации план по противодействию sms-мошенничеству. В рамках этого плана МТС внедрила специализированную систему контроля и блокировки sms-спама на международных направлениях для противодействия мошенничеству в бизнес-единице «МТС Россия». Именно этот вид спама является наиболее чувствительным и для компании, и для абонентов.

Компания «МегаФон», как сообщила Елена Харитонова, также работает над решением проблемы sms-спама, анализируя все поступающие по этому вопросу обращения абонентов.

Стоит напомнить, что абоненты, права которых были нарушены рекламораспространителями, могут обратиться в Федеральную антимонопольную службу. В случае доказательства нарушения закона о рекламе ФАС обязана привлечь субъекта рекламной деятельности к административной ответственности. Размер штрафа устанавливается в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Автор: Александра Кривоваф

Истоник: Samara24.ru

Теги:
Twitter
Класс!