Ложка дегтя

Печать

sotoviy.jpgМобильный ритейл оказался одним из самых подверженных кризису рынков. Несмотря на это, за счет развития ритейл-сетей сотовых операторов и увеличения ассортимента этот рынок постепенно восстанавливается. Итоги первого полугодия 2010 года еще не подведены, однако уже сейчас эксперты уверяют, что мобильный ритейл в России покажет довольно хорошие результаты по сравнению с предыдущим годом. Однако в Самарской области этот рынок может упасть.

Плавно вверх
По оценке компании МТС, в 1 квартале 2010 года количество проданных в России телефонов выросло на 22% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Всего в численном выражении было продано 7,3 млн мобильников. В конце 2008 года с началом кризисных явлений рынок мобильного ритейла также падал, что стало очевидно в первых кварталах 2009 года. Несмотря на это, постепенно рынок начал восстанавливаться, и в последние кварталы 2009 года аналитики отмечали уже некоторую стабилизацию.
В первом полугодии 2010 года, как считают в МТС, объем рынка телефонов в штучном выражении может вырасти на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 14,1 миллиона телефонов. Такие прогнозы делают и многие аналитики, отмечая, что увеличению продаж способствует снижение стоимости мобильников в среднем и выше среднего ценовых сегментах. По данным МТС, по итогам 1 квартала 2010 года рынок мобильных телефонов в России в денежном выражении достиг 33,4 млрд рублей.

Региональный тренд
По мнению большинства аналитиков, сейчас на рынке мобильного ритейла сохраняется определенная тенденция к восстановлению, оформившаяся еще в третьем и четвертом кварталах 2009 года. По данным Росстата, в первом квартале 2010 года объем продаж мобильных телефонов в России вырос на 12,3% в сопоставимых ценах год к году. В то же время в Самарской области, напротив, наблюдалось снижение объемов продаж на уровне 19,6%.
«Позитивные тенденции в России связаны с постепенной стабилизацией макроэкономической конъюнктуры и началом формирования тренда к определенному улучшению ситуации в сфере потребительского спроса на фоне некоторого роста доходов. Мы полагаем, что, несмотря на некоторое снижение продаж в апреле (- 5,9% месяц к месяцу), восходящий тренд на рынке мобильного ритейла сохранится как по итогам первого полугодия, так и во второй половине года, - рассуждает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. - Стоит отметить, что прогнозы относительно возможного роста рынка в 2010 году колеблются в диапазоне примерно 5-15%. Мы склонны, скорее, к оптимистичным ожиданиям и не исключаем роста на уровне около 10-15%».

Крупнее и шире
Дальнейшее активное развитие рынка мобильного ритейла, как уверяют аналитики, будет характеризоваться двумя факторами. Во-первых, несмотря на сохраняющуюся нестабильность, в среднесрочной перспективе лидеры рынка продолжат достаточно активное органическое развитие розничных сетей, консолидация рынка продолжится, и по-прежнему одним из основных трендов будет оставаться дальнейшее усиление позиций в ритейле крупнейших сотовых операторов. «Основные причины заключаются в том, что в условиях постепенного насыщения рынка, низких темпов роста продаж новых контрактов на первый план для операторов, помимо расширения абонентской базы, выходит задача увеличения продаж дополнительных услуг, различных новых сервисов, а также более диверсифицированного обслуживания абонентов и увеличения лояльности клиентов. Эффективно реализовать подобные стратегии можно, в первую очередь располагая собственными, а также в той или иной степени подконтрольными розничными структурами с широкой географией присутствия», - рассуждает Клягин.
Во-вторых, развитию рынка мобильного ритейла будет способствовать ориентация крупнейших игроков на расширение ассортимента торговых объектов. По различным оценкам, в дальнейшем будет увеличиваться доля различных мобильных гаджетов и предложения услуг, в том числе напрямую не связанных с основной деятельностью компаний. Среди них продажа путевок, страховок, лотерейных билетов, оплата штрафов и т.п.

Поделили рынок
Многие игроки рынка уже занялись реализацией «непрофильного» ассортимента. Например, «Евросеть» уже принимает оплату штрафов, позволяет через салоны компании приобрести железнодорожные билеты, а «Связной», к примеру, реализует музыкальные инструменты. По данным сайта www.marketologi.ru, основными игроками рынка мобильного ритейла сейчас являются «Евросеть» с долей рынка в первом квартале 2010 года на уровне 31,7%, «Связной» - 23,8% и РТК — 13,8%.
По вендорам, чьи телефоны активно реализуются игроками мобильного ритейла, по данным www.marketologi.ru, основных лидеров двое. В первом квартале среди общего количества розничных продаж мобильных телефонов большинство аппаратов было продано с логотипом Nokia — 37%. Второе место за Samsung — 36% розничных продаж «мобильников». Вендор LG занял третье место с долей в 11%, а Sony Ericsson — четвертое (2%). Остальные марки заняли по итогам квартала 15% розничных продаж.

Валентин ДРУЗЯК, управляющий Поволжским филиалом «Евросети»:
- Первое полугодие 2010 года полностью оправдало наши ожидания. Можно говорить о том, что рынок Самарской области показал очень неплохие результаты по сравнению с другими регионами. Мы считаем, что эта тенденция сохранится и во втором полугодии. Как и в прошлом году, в 2010 лучше всего продаются телефоны трех брендов: LG, Samsung и Nokia. Эти производители вывели на рынок модели, лучше всего «попавшие» в ожидания покупателей — речь идет прежде всего о смартфонах с сенсорным экраном.
Что касается самарского рынка мобильного ритейла, то ситуация здесь довольно стабильна, революций и потрясений ждать не стоит. Рынок прошел стадию активного развития, основные игроки определены, доли рынка поделены. Основная задача, которая стоит сейчас перед ритейлерами, — формирование сообщества лояльных покупателей.

obzor_telefonov.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Aвтор: Семен Стукалин

Фото: Сергей Кокарев

Источник: Волжская коммуна

Twitter
Класс!