Количество салонов сотовой связи может существенно сократиться

Печать

telefon_300x200.jpgИтоги первого полугодия 2010 года оказались для самарских ритейлеров сотовых телефонов довольно успешными. По оценке отдела маркетинга компании «Евросеть», за этот период на российском розничном рынке было продано порядка 14 млн мобильных телефонов – на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как отметил генеральный директор компании СМАРТС Андрей Гирев, самарский рынок сохраняет примерно такую же динамику.

Но уже во втором квартале объемы реализации практически не росли, а у некоторых ритейлеров даже сокращались. По словам руководителя отдела по связям с общественностью ГК «Связной» Елены Ноготковой, во втором квартале продажи телефонов их компании в Самарской области упали на 4%. Специалист по связям с общественностью ОАО "МТС" макрорегион "Поволжье" Екатерина Карпова отмечает, что увеличения продаж в магазинах их розничной сети во втором квартале 2010 года не наблюдалось. «Эта ситуация соответствует общему тренду и связана, главным образом, с сезонными факторами», - подчеркнула Карпова.

Однако эксперты отмечают и иные причины подобной стагнации. По мнению Гирева, сегодня можно говорить о стабилизации рынка сотовых телефонов. «После динамичного прироста, отмечаемого в первом квартале, он вступил в более спокойную фазу. Новых подключений сейчас сравнительно мало, в основном идет плановая замена трубок», - констатирует Гирев. По мнению директора компании «МАРКС – маркетинг и консалтинг» Романа Васильева, одним из главных факторов оживления рынка в первом квартале был социальный оптимизм. «Людям казалось, что кризис отступил, и жизнь потихоньку налаживается. Но теперь потребители все больше осознают, что перспективы серьезного улучшения их финансового положения остаются весьма сомнительными», - пояснил эксперт.

«Упала» трубка

Другим фактором, негативно влияющим на рынок, является падение средней стоимости сотового телефона. По оценкам отдела маркетинга компании «Евросеть», его средняя цена за первое полугодие составила 4,4 тыс. руб., что на 21% меньше аналогичного показателя по итогам первого квартала. Ноготкова сообщила, что во втором квартале 2010 года средняя цена сотового телефона в магазинах их компании по Самарской области снизилась на 11% по сравнению с первым кварталом. «Падение этого показателя за первое полугодие по сравнению с аналогичным показателем 2009 года составило 18%», - добавила Ноготкова. По ее мнению, главные причины этого – падение покупательской способности населения и переориентация вендоров на линейку телефонов более низкой ценовой категории. Гирев полагает, что удешевлению телефонов способствует высокая степень насыщенности рынка и возрастание конкурентной борьбы между продавцами.

Васильев заметил, что в последнее время на рынке появилось много сравнительно дешевых многофункциональных телефонов. «Дорогие трубки становятся менее востребованы средним классом. А ведь именно на эту категорию покупателей приходится основной объем продаж», - говорит Васильев. «Падение средней стоимости проданного телефона сдерживает рост рынка в денежном выражении», - утверждают в отделе маркетинга компании «Евросеть». По данным компании, в первом полугодии 2010 года оборот российского рынка сотовых телефонов составил около 60 млрд руб., что всего на 2,6% выше аналогичного периода прошлого года. По мнению Васильева, падение средней стоимости телефона негативно отражается на показателях выручки и доходности салонов сотовой связи.

Прибрать к рукам

Снижение доходности от продаж сотовых телефонов ведет за собой максимальную диверсификацию бизнеса салонов сотовой связи. «Наши магазины постепенно становятся «бутиками услуг». Уже сейчас в них можно совершить денежный перевод, пополнить электронный кошелек, приобрести авиа- и железнодорожные билеты, турпутевки», - говорит Друзяк. «Наша компания активно развивает Интернет-торговлю, а также различные виды финансовых услуг, например, денежные переводы по России и странам СНГ», - сообщила Ноготкова.

По мнению Васильева, в условиях снижения доходности от продаж сотовых телефонов содержать большое количество точек и иметь широкий ассортимент этих товаров, становится нецелесообразно. «В перспективе следует ожидать существенного сокращения количества салонов сотовой связи, а также уменьшения средних размеров их площадей с соответствующим сокращением ассортимента», - полагает эксперт. По его мнению, в конечном счете все это приведет к установлению полного контроля операторов сотовой связи над сегментом розничной торговли мобильными телефонами.

Источник:  Samru

Теги:
Twitter
Класс!