Рынок MVNO-операторов ждет плачевное будущее

Печать

 

mvno.jpgРынок «виртуальных» сотовых операторов в Самарской области, как и во всей России, несмотря на многочисленные оптимистичные прогнозы прошлых лет, так и остается на стадии становления. Среди основных причин многие называют высокое проникновение сотовой связи, позволяющее говорить о том, что подавляющее большинство жителей страны уже имеют контракт с одним из сотовых операторов и не торопятся переходить к малоизвестному и непонятному MVNO-оператору.

Тянулись за Европой
MVNO (Mobile Virtual Network Operator) – виртуальные операторы связи, использующие инфраструктуру другого оператора, но продающие услуги под своим собственным брендом: базовый (обыкновенный) оператор предоставляет виртуальному оператору, который будет продавать sim-карты и все услуги под своим брендом, техническую возможность связи.
Первые «виртуалы» появились за рубежом более 10 лет назад. К весьма крупным MVNO-проектам стоит отнести британские Virgin Mobile, British Telecom и Vodafone, американский Disney, финский Cubio, французский Auchan Telecom и австрийский Yesss. Несмотря на огромные темпы развития рынка мобильной связи, например, в Европе, виртуальные операторы нашли свою нишу и составляют жесткую конкуренцию обыкновенным сотовикам.
В России первым виртуальным оператором стала «Корбина Телеком» в 1999 году, воспользовавшись сетями ОАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн»). До нашего региона «виртуалы» в лице «Евросети» дотянулись лишь весной 2007 года. Позже сеть гипермаркетов «Ашан» и ОАО «МТС» запустили тарифный план «А-Мобайл», а в ближайшем будущем рынок ожидал появление еще одного «виртуала» - ООО «Народный мобильный телефон», однако до сих пор экспансия так и не произошла.

Дешево и сердито
Ранее эксперты видели успех виртуальных операторов. Развитие рынка MVNO подкрепляется наличием нишевых сегментов. Текущий уровень развития MVNO в Самарской области аналитики оценивают выше среднего по России. В последние несколько лет возникали предпосылки к очередному этапу развития виртуальных операторов, однако кризис и здесь внес свои коррективы, даже несмотря на то, что многие говорили о том, что кризис поспособствует развитию «виртуалов» в силу их дешевых предложений, так необходимых рынку.
Но несмотря на видимые предпосылки к развитию, MVNO-проектам так и не удалось перевернуть региональные рынки мобильной связи. Ранее эксперты уверяли, что доля всех известных MVNO-проектов в перспективе ближайших нескольких лет вряд ли превысит 2-3%. Объяснялось это очень просто: на виртуальные сети сейчас приходится менее 0,3% от общего числа российских абонентов сотовой связи, причем около 70% пользователей MVNO — жители Московского региона. Как и ожидалось, 2-3% MVNO добиться не удалось.
По оценкам экспертов, создание виртуального оператора требует вложений от $5 до $25 млн. Инвестиции в создание MVNO зависят в первую очередь от типа и масштаба оператора. Например, порог вхождения для MVNO высокого (третьего) уровня, которые имеют свой биллинг, оборудование коммутации и возможно, call-центр, составит не менее $1,3 млн (для подключения до 50 тыс. абонентов). А основные затраты виртуальных операторов начального уровня — это маркетинг и брендинг, персонал, поддержка дилерской сети — всего от $100 тысяч для подключения такого же количества абонентов.

Плохое продвижение
Несмотря на то, что компании находили необходимые средства на создание MVNO, добиться ожидаемых результатов не удалось практически никому. Первые MVNO в мире привлекали базовых операторов тем, что помогали им полнее загрузить свои сети, которые, как правило, имели излишки сетевой емкости. Это удавалось виртуальным операторам благодаря ориентации на те сегменты пользователей, которые по каким-то причинам не попадали в поле зрения «больших» операторов (тинейджеры, меломаны, национальные меньшинства, футбольные фанаты и пр.). Но сейчас потенциальных абонентов становится все меньше. Кроме того, большинство жителей Самарской области вряд ли знает о существовании «виртуалов» в регионе и тем более об их предложениях. Причина этому, как уверяют аналитики, - экономия на маркетинге и продвижении своих услуг.
Если MVNO-операторы все-таки решатся вложиться в активное продвижение своих услуг, то привычные всем игроки рынка могут снизить тарифы. Сейчас это один из немногих факторов, позволяющих экспертам утверждать, что у MVNO еще не все потеряно.
Еще один путь развития, который видят эксперты рынка, - получающие широкое распространение в мире модели MVNO, при которых специализированные компании предоставляют компаниям-брендам готовое MVNO-решение «под ключ». Однако такие примеры уже существуют в России, и фактически представляют собой лишь имиджевые решения компаний-брендов.

Эльдар ВАГАБОВ, аналитик ИК «ФИНАМ»:
- Что касается перспектив развития MVNO-операторов, то нам представляется, что это своего рода тупиковая ветвь. То есть это явление существует, но его дальнейшее будущее весьма неопределенное. Говорить о наиболее крупных и наименее крупных операторах нельзя в принципе, потому что доля таких операторов мизерная. Этому есть два объяснения. Во-первых, перспективы таких компаний не очевидны, а во-вторых, рынок телекоммуникаций — рынок для крупных компаний. Оснований полагать, что в ближайшее время что-либо изменится, нет.

tabl1.jpg

 

 

 

 

 

 

Aвтор: Семен Стукалин

Фото: Сергей Кокарев

Источник: Волжская коммуна

Теги:
Twitter
Класс!