vivatika_banner_982_px
Статьи Обзоры Мобильная виртуальность

Мобильная виртуальность

Печать

mvno_1За рубежом услуги мобильных виртуальных операторов (MVNO) весьма популярны, более того, классические операторы мобильной связи приветствуют развитие подобных услуг. В России рынок MVNO только начинает развиваться. Хотя уже есть относительно успешные проекты, а размер абонентской базы оценивается экспертами в 1,3 млн человек. Следовательно, уже есть база для анализа и прогнозов.

Что такое MVNO

Термином MVNO (Mobile Virtual Network Operator) именуют компании, предоставляющие услуги мобильной связи, но не имеющие ни собственного радиочастотного ресурса, ни соответствующие инфраструктуры, то есть фактически занимающиеся розничной торговлей трафика крупных компаний. Зарубежные сотовые операторы давно оценили преимущества такого подхода к продажам мобильного трафика. По оценке J’son & Partners, в мире активно работают более 430 виртуальных операторов. Лидирует по количеству MVNO-компаний, конечно же, США (81 компания), далее идут Нидерланды (66), Германия (54), Бельгия (52), Великобритания (44), Франция (41). Число абонентов MVNO в мире оценивается в 111,7 млн. В России цифры пока намного скромнее.

Первым российским виртуальным оператором можно считать компанию «Корбина телеком», предоставляющую сотовую связь с 1999 года на основе сети DAMPS компании «ВымпелКом». Впоследствии новый владелец выкупил подразделение DAMPS целиком.

В настоящее время рынок MVNO пребывает в ожидании бурного развития, поскольку, по условиям большинства лицензий, которые с мая 2009 года выдавал Роскомнадзор, начало предоставления услуг приходится на 2011-2012 годы. Лицензии на оказание «услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи» уже получили виртуальные операторы «ЛэндМаркет», «НефтеГазТелеком», «Народный Телеком», «Дельфин Телеком ЕА», «Народный Мобильный Телефон», «Мобильные Медицинские Технологии», «Наша сеть» и др. Среди заинтересованных в развитии этого рынка уже названы «Почта России», ТТК, «Навигационно-информационные системы» (НИС), «Скай Линк», «Радуга Интернет», Сбербанк России...

«После подписания Минкомсвязью приказа, который легализовал на рынке сотовой связи компании, не имеющие собственного оборудования, но предоставляющие услуги, виртуальные операторы связи начали активно появляться в России, привлекая клиентов тарифами эконом-класса, - пояснили в пресс-службе Самарского филиала ОАО «ВымпелКом». - Они сами формируют тарифную политику и не считают себя посредниками на рынке. Большинство из них нацелено на узкую аудиторию. Проекты должны начать работать в 2011-2012 годах».

К вопросу о рентабельности

По оценке директора по связям с общественностью Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Елены Харитоновой, рынок виртуальных операторов в России развит слабо, количество абонентов чуть превышает миллион. «Это связано, во-первых, с отсутствием нормативной базы, которая регулирует отношения виртуального оператора (MVNO) и оператора-донора (MNO), - уверена Елена Харитонова. - Во-вторых, российские федеральные операторы не готовы предоставлять трафик MVNO, поскольку имеющиеся ресурсы эффективнее использовать для собственных абонентов. Наконец, основное преимущество виртуальных операторов в Европе – демпинговые цены на услуги связи – для российских абонентов сходит практически «на нет», так как в России уровень цен на связь и так низкий по сравнению с Европой. За последнее время в России появилось несколько виртуальных операторов, но пока немногие из них работают с высоким уровнем рентабельности. Существование таких операторов возможно в качестве нишевых, узкопрофильных игроков».

«К нам постоянно обращаются с различными предложениями о сотрудничестве на эту тему, - сообщила старший специалист по внешним коммуникациям Самарского филиала ОАО «ВымпелКом» Алена Лелекова. - Но на наш взгляд, подобные проекты должны быть взаимовыгодными, мы готовы их рассматривать при этом условии. На данный момент «ВымпелКом» работает с сервис-провайдерами по агентской схеме (они продают тарифы для нишевых групп, разработанных специально для них, под нашим брендом)».

«Компания МТС рассматривает модель MVNO в контексте развития альтернативных каналов продаж, - рассказала специалист по связям с общественностью ОАО «МТС» макрорегион «Поволжье» Екатерина Карпова. - МТС считает наиболее эффективной моделью MVNO сотрудничество оператора и ритейлера. Мы исходим из того, что проекты MVNO с розничными сетями успешны, если они несут дополнительную выгоду всем участникам: базовому оператору, розничной сети и, прежде всего, клиентам. МТС привлекает новых клиентов, ритейлер – постоянных покупателей, а сами покупатели становятся участниками уникальной программы лояльности и экономят на услугах связи».

Российские MVNO-проекты

В прошлом году услуги MVNO в России предлагали всего десяток компаний. Лидируют на российском рынке, по данным J’son & Partners, «Просто для общения» («МегаФон»), «A-Мобайл» (МТС и «Ашан»), «Алло Инкогнито» («КантриКом» через сети «МегаФона») и Matrix Mobile.

MVNO-проект «МегаФона» «Просто для общения» доступен лишь жителям столицы и Сибири. Клиентская база этого дискаунтера оценивается в 600 тыс. человек. В Самаре проект пока реализовываться не будет.

А вот «А-Мобайл» жителям Самары доступен. Это тариф МТС создан в рамках совместного проекта с розничной сетью «Ашан» специально для покупателей этой сети. Продажи «А-Мобайл» для посетителей магазинов «Ашан» начались в декабре 2008 года. Сейчас проект осуществляется в восьми крупнейших российских городах – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде. Подключившись к этому тарифу, абонент получает возможность практически неограниченного общения с помощью специальных подключаемых опций – «Безлимитные звонки внутри тарифа А-Мобайл» (стоимость опции для абонентов «А-мобайл» в Самаре 1,5 руб. в сутки) и «Безлимитные SMS внутри тарифа А-Мобайл» (стоимость опции для абонентов «А-мобайл» в Самаре 2 руб. в сутки).

В августе 2010 года стартовал проект МТС с X5 Retail Group – «Аллё». Правда пока этот виртуальный оператор предоставляет услуги покупателям сети магазинов «Карусель» и «Перекресток» Москвы и Московской области. Абоненты «Аллё», совершая покупки в магазинах этих сетей, получают бесплатные пакеты минут и SMS, а также могут экономить на мобильной связи благодаря выгодной стоимости звонков и SMS. «В перспективе мы рассматриваем возможность распространить опыт сотрудничества и на регионы – это будет зависеть от успехов проекта в Москве», - сообщила Екатерина Карпова.

В конце декабря 2010 года на российский MVNO-рынок вышла компания «Плюс Один», в планах компании запуск ряда MVNO-проектов. Начнет свое развитие «Плюс Один» с Московского региона.

К сожалению, в недолгой истории MVNO в России есть не слишком удачные проекты. В 2009 году был свернут MVNO-проект «Евросети» и СМАРТСа, начало которому было положено еще в 2007 году.

mvno_2

Aвтор: Владимир Калядин

Фото: Сергей Кокарев

Источник: Волжская коммуна

Теги:
Twitter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Сохрани или поделись: