vivatika_banner_982_px
Статьи Обзоры Как провожают провода

Как провожают провода

Печать
mobile-internet.jpgУчастники поволжского рынка связи продолжают развитие широкополосного доступа, будь то проводные или беспроводные технологии. Причем последние показали наибольшую динамику роста в 2009 году.

По оценкам J’son & Partners Consulting, рост рынка «домашнего» ШПД в Поволжье за 2009 год составил около 35%. Аналитики насчитали на конец 2009 года 2,43 млн подключений в этом сегменте, что составляет 24% от всех домохозяйств ПФО.

В ИК «Финам» уровень проникновения ШПД в макрорегионе считают одним из наиболее высоких в стране и оценивают на уровне 30%. Причем уже сейчас 12−15% от совокупной абонентской базы ШПД составляют пользователи беспроводного доступа.

В течение кризисного 2009 года беспроводные технологии развивались динамичней фиксированного ШПД и, судя по всему, постараются удержать темп. Но, собственно, что же из себя представляет сейчас рынок беспроводного Интернета в Поволжье? Основная группировка включает 3G−сети операторов большой сотовой тройки. Некоторые из них, например «Билайн», уже с 2008 года стали запускать свои сети в Поволжье. В течение 2009 года вышел на рынок 3G МегаФон. Кроме мобильных операторов, есть еще и операторы стационарного беспроводного доступа с технологиями WiMAX. В Поволжье к ним можно отнести MetroMax, «Энфорту» и ряд региональных игроков. Однако для массового пользователя стационарный WiMAX особой потребительской ценности на фоне 3G и мобильного WiMAX не имеет, а потому эти компании специализируются на сегменте B2B. В прошлом году в ПФО также отметилась Yota, запустившая в коммерческую эксплуатацию сеть мобильного WiMAX, правда, пока только в Уфе.

Широкий размах

Наибольшие амбиции на свою долю рынка ШПД имеют мобильные операторы «большой тройки». По словам Виталия Солонина, ведущего консультанта J’son & Partners Consulting, по состоянию на конец ноября 2009 года Приволжский федеральный округ лидировал по количеству сетей 3G, которых насчитывалось 39.

О том, что идеи «мобилизации» Интернета все больше нравятся потребителям, говорят объемы продаж мобильных 3G−комплектов. У МегаФона, например, число пользователей 3G−модемов в течение 2009 года выросло в 1,5 раза. И одной из главных причин роста в компаниях называют запуск сетей третьего поколения. По данным МТС, в течение 2009 года интернет-трафик абонентов МТС в Башкирии вырос в 3,5 раза, а в Самарской и Саратовской областях – более чем в пять раз. «Многие из тех, кто пользовался Интернетом время от времени, считал его резервным каналом, приобрели модемы и теперь пользуются мобильным доступом на постоянной основе и для дела, и для досуга, — сообщил Андрей Левыкин, коммерческий директор поволжского филиала ОАО ''МегаФон''. — Нельзя сидеть сложа руки, необходимо двигаться – и мы это делаем, развивая технологии 3G. МегаФон становится универсальным оператором». Впрочем, потребителей подстегивает к покупке 3G−модема иногда еще и отсутствие какой-либо альтернативы в виде проводного Интернета.

К этому надо добавить, что операторы мобильной связи, кроме диверсификации услуг, в которых увеличивали долю неголосовых сервисов, и в первую очередь доступа в Интернет, занимаются и технологической диверсификацией. Глубже всех в данном вопросе оказался «Вымпелком», после приобретения компании «Голден Телеком» развивающий направление проводного ШПД. Что касается МТС, компания развивает проводной бизнес с помощью активов недавно приобретенного «Комстар-ОТС». Партнеры ожидают эффекта синергии как на уровне пользователей, так и взаимного использования ресурсов. «Там, где это необходимо, мы сможем дополнять возможности мобильной связи поддержкой фиксированной. Это особенно важно при растущем рынке ШПД и развитии многофункционального диверсифицированного рынка услуг для корпоративных клиентов», — подчеркивают в МТС.

На фоне коллег по «тройке» немного в стороне находится МегаФон. Компания продолжает стоять на выбранной несколько лет назад позиции «проводам – нет», что, впрочем, не мешает оператору развивать свои магистральные сети.

Зачем же резать провода?

Конечно, традиционные провайдеры считают, что никогда мобильный Интернет не заменит собой скоростей и других прелестей их «последней мили», называя беспроводной доступ лишь дополнением к «основному блюду». «Как мобильная телефония никогда не вытеснит фиксированную, так и мобильный Интернет будет лишь приятным дополнением к стационарному, — считает Александр Сергиенко, генеральный директор тольяттинской интернет-компании ''АИСТ''. — Перспектива беспроводного сегмента – 10 процентов от всего рынка интернет-доступа, это статистика проникновения мобильной интернет-услуги в мире. Сложно конкурировать беспроводному Интернету и ШПД, это совсем разные скорости и возможности». По его словам, посредством ШПД клиенты АИСТа могут смотреть полноценный HD TV, стандартная полоса для которого должна быть не менее 20 Мб/с end user. Такой высокоскоростной режим может обеспечить пока только индивидуальный клиентский порт, выделяемый на сетях ШПД (100 Мб/с).

Андрей Семериков, генеральный директор ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг», тоже не видит альтернатив проводной технологии, хотя и «анализирует перспективы, изучает мировой опыт и смотрит на текущую ситуацию» относительно выходов в беспроводные форматы – сотовую связь и WiMAX. Компания достаточно хорошо пережила кризисный 2009 год, увеличив абонентскую базу по ШПД на треть. «Можно сказать, что в сегменте широкополосного доступа в Интернет кризиса мы не заметили. Средние темпы подключения в 2009 году к ШПД ''ЭР-Телеком'' составили 31 тысячу абонентов в месяц, на девять процентов превысив прошлогодние темпы подключений», — говорит он. Сейчас ШПД приносит его компании 2/3 всей выручки.

Ближайшим конкурентом «Эр-Телекома» в регионе является на данный момент разве что МРК «Связьинвеста» ОАО «ВолгаТелеком». Компания в январе 2010 года объявила о переходе через рубеж в 1 млн домохозяйств, подключенных к ШПД. Остальной рынок фиксированного доступа делят между собой местные провайдеры и федеральные игроки, до последнего момента работавшие в бизнес-сегменте. Конвергенция проводных и беспроводных технологий, безусловно, интересна и проводным операторам. Однако ее реализация на практике больше относится к вопросу слияний и поглощений.

Решение неравенства

Разный уровень проникновения технологий связи, а соответственно, и стоимости коннекта для конечного пользователя, что окрестили «цифровым неравенством» — открывает дополнительные возможности для беспроводного Интернета. «В некоторых регионах и районах развитие проводного доступа в Интернет экономически неоправданно в силу разных факторов. Соответственно, именно там беспроводной ШПД будет развиваться наиболее активными темпами. В любом случае, цифровое неравенство субъектов РФ будет постепенно нивелироваться по мере строительства необходимой инфраструктуры», — считает Татьяна Менькова, аналитик ИК «Финам».

«Сегодня во многих городах Поволжья, и особенно в районных центрах, где не очень развита фиксированная сеть, мобильный Интернет является единственной доступной технологией для выхода в Интернет, — говорит Екатерина Карпова, специалист по связям с общественностью ОАО ''МТС'' макрорегион ''Поволжье''. — Проникновение мобильного ШПД на российском рынке уже превышает проникновение фиксированного Интернета. В регионах, где недостаточно развиты проводные сети, тарифы на мобильный ШПД сопоставимы с тарифами провайдеров фиксированного ШПД».

«Использование беспроводных технологий — не обязательно WiMAX — действительно оправданно с точки зрения решения проблемы ''последней мили'' в регионах, — делится наблюдениями Екатерина Невская, руководитель пресс-службы ''КОМСТАР-ОТС''. — Но исчезновение цифрового неравенства в России зависит еще и от того, когда будут созданы мощные транспортные сети, готовые передавать большой объем трафика из регионов, в том числе и тот, который для абонента является беспроводным», — считает она.

Видимо, в расчете на этот факт многие операторы в течение последних лет инвестировали в развитие магистральных каналов. Мегафон, например, в 2009 году построил в Поволжье мощную оптоволоконную сеть общей протяженностью более 10 тыс. км, а также завершил строительство «Большого кольца ВОЛС», объединившего оптоволоконными линиями связи шесть макрорегионов России.

«Мы хотим построить 60—70 тысяч километров оптоволокна в России в ближайшие годы», — говорит Екатерина Карпова из МТС. В декабре 2009 года, после того как МТС приобрела компанию «Евротел» (в Поволжье ее сеть проходит через Пензу, Самару, Ульяновск и Уфу), объединенная сеть МТС насчитывала 35 тыс. км. В стадии строительства еще 11 тыс. км, включая участки Волгоград-Саратов-Самара. «МТС планирует развивать оптоволоконные сети как за счет строительства, так и за счет приобретения операторов, имеющих собственные магистральные каналы. Таких на рынке не так много, речь идет о компаниях среднего уровня», — намекают в МТС на то, что новые покупки вероятны.

Оптоволоконные сети нужны операторам в том числе и для того, чтобы довести ШПД до глубинки, где его можно раздавать с помощью беспроводной «последней мили».

Но Виталий Солонин в этом вопросе более категоричен. «Развитие беспроводных сетей, безусловно, позволит сократить ''цифровое неравенство'', поскольку появление новых крупных игроков на рынке доступа в Интернет приведет к дальнейшему росту конкуренции и оздоровлению рынка. Однако преувеличивать роль 3G и 4G в этом не стоит – малые города и села, деревни ''спасет'' только относительно недорогая двусторонняя спутниковая связь, которой сейчас нет», — заключает он.

Дальше – больше

Перспективы 2010 года эксперты видят хорошими. В ИК «Финам» ожидают прирост рынка ШПД на уровне 10−12%, называя при этом драйвером роста развитие сегмента беспроводного доступа.

Конкурсы на получение лицензий на оказание услуг связи в сетях в диапазоне 2300−2400 МГц (4G) уже проходят. Среди подавших заявки в Роскомнадзор на участие в конкурсе на получение лицензий в субъектах Поволжья — «Связьинвест» (в лице «ВолгаТелекома» и «Ростелекома»), МегаФон, «Башинформсвязь», «Престиж-Интернет» («Энфорта») и другие участники. Окончательный их состав определится в конце февраля.

Что касается игроков рынка фиксированного ШПД, то рост конкуренции, в том числе и с сетями 3G, заставит их искать себе новые плацдармы развития. В частности, в ближайшие годы многие игроки рынка намерены обратить внимание на города с относительно небольшим числом населения, от 100 тыс. человек. Об этом, например, заявляют в «КОМСТАР-ОТС». В «ЭР-Телекоме» вынашивают планы выхода в города с населением от 200 тыс. человек.

Источник: www.expert.ru

Twitter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Сохрани или поделись: