По оценкам J’son & Partners Consulting, рост рынка «домашнего» ШПД в Поволжье за 2009 год составил около 35%. Аналитики насчитали на конец 2009 года 2,43 млн подключений в этом сегменте, что составляет 24% от всех домохозяйств ПФО.
В ИК «Финам» уровень проникновения ШПД в макрорегионе считают одним из наиболее высоких в стране и оценивают на уровне 30%. Причем уже сейчас 12−15% от совокупной абонентской базы ШПД составляют пользователи беспроводного доступа.
В течение кризисного 2009 года беспроводные технологии развивались динамичней фиксированного ШПД и, судя по всему, постараются удержать темп. Но, собственно, что же из себя представляет сейчас рынок беспроводного Интернета в Поволжье? Основная группировка включает 3G−сети операторов большой сотовой тройки. Некоторые из них, например «Билайн», уже с 2008 года стали запускать свои сети в Поволжье. В течение 2009 года вышел на рынок 3G МегаФон. Кроме мобильных операторов, есть еще и операторы стационарного беспроводного доступа с технологиями WiMAX. В Поволжье к ним можно отнести MetroMax, «Энфорту» и ряд региональных игроков. Однако для массового пользователя стационарный WiMAX особой потребительской ценности на фоне 3G и мобильного WiMAX не имеет, а потому эти компании специализируются на сегменте B2B. В прошлом году в ПФО также отметилась Yota, запустившая в коммерческую эксплуатацию сеть мобильного WiMAX, правда, пока только в Уфе.
Широкий размах
Наибольшие амбиции на свою долю рынка ШПД имеют мобильные операторы «большой тройки». По словам Виталия Солонина, ведущего консультанта J’son & Partners Consulting, по состоянию на конец ноября 2009 года Приволжский федеральный округ лидировал по количеству сетей 3G, которых насчитывалось 39.
О том, что идеи «мобилизации» Интернета все больше нравятся потребителям, говорят объемы продаж мобильных 3G−комплектов. У МегаФона, например, число пользователей 3G−модемов в течение 2009 года выросло в 1,5 раза. И одной из главных причин роста в компаниях называют запуск сетей третьего поколения. По данным МТС, в течение 2009 года
К этому надо добавить, что операторы мобильной связи, кроме диверсификации услуг, в которых увеличивали долю неголосовых сервисов, и в первую очередь доступа в Интернет, занимаются и технологической диверсификацией. Глубже всех в данном вопросе оказался «Вымпелком», после приобретения компании «Голден Телеком» развивающий направление проводного ШПД. Что касается МТС, компания развивает проводной бизнес с помощью активов недавно приобретенного
На фоне коллег по «тройке» немного в стороне находится МегаФон. Компания продолжает стоять на выбранной несколько лет назад позиции «проводам – нет», что, впрочем, не мешает оператору развивать свои магистральные сети.
Зачем же резать провода?
Конечно, традиционные провайдеры считают, что никогда мобильный Интернет не заменит собой скоростей и других прелестей их «последней мили», называя беспроводной доступ лишь дополнением к «основному блюду». «Как мобильная телефония никогда не вытеснит фиксированную, так и мобильный Интернет будет лишь приятным дополнением к стационарному, — считает Александр Сергиенко, генеральный директор тольяттинской
Андрей Семериков, генеральный директор ЗАО
Ближайшим конкурентом
Решение неравенства
Разный уровень проникновения технологий связи, а соответственно, и стоимости коннекта для конечного пользователя, что окрестили «цифровым неравенством» — открывает дополнительные возможности для беспроводного Интернета. «В некоторых регионах и районах развитие проводного доступа в Интернет экономически неоправданно в силу разных факторов. Соответственно, именно там беспроводной ШПД будет развиваться наиболее активными темпами. В любом случае, цифровое неравенство субъектов РФ будет постепенно нивелироваться по мере строительства необходимой инфраструктуры», — считает Татьяна Менькова, аналитик ИК «Финам».
«Сегодня во многих городах Поволжья, и особенно в районных центрах, где не очень развита фиксированная сеть, мобильный Интернет является единственной доступной технологией для выхода в Интернет, — говорит Екатерина Карпова, специалист по связям с общественностью ОАО ''МТС'' макрорегион ''Поволжье''. — Проникновение мобильного ШПД на российском рынке уже превышает проникновение фиксированного Интернета. В регионах, где недостаточно развиты проводные сети, тарифы на мобильный ШПД сопоставимы с тарифами провайдеров фиксированного ШПД».
«Использование беспроводных технологий — не обязательно WiMAX — действительно оправданно с точки зрения решения проблемы ''последней мили'' в регионах, — делится наблюдениями Екатерина Невская, руководитель
Видимо, в расчете на этот факт многие операторы в течение последних лет инвестировали в развитие магистральных каналов. Мегафон, например, в 2009 году построил в Поволжье мощную оптоволоконную сеть общей протяженностью более 10 тыс. км, а также завершил строительство «Большого кольца ВОЛС», объединившего оптоволоконными линиями связи шесть макрорегионов России.
«Мы хотим построить 60—70 тысяч километров оптоволокна в России в ближайшие годы», — говорит Екатерина Карпова из МТС. В декабре 2009 года, после того как МТС приобрела компанию «Евротел» (в Поволжье ее сеть проходит через Пензу, Самару, Ульяновск и Уфу), объединенная сеть МТС насчитывала 35 тыс. км. В стадии строительства еще 11 тыс. км, включая участки
Оптоволоконные сети нужны операторам в том числе и для того, чтобы довести ШПД до глубинки, где его можно раздавать с помощью беспроводной «последней мили».
Но Виталий Солонин в этом вопросе более категоричен. «Развитие беспроводных сетей, безусловно, позволит сократить ''цифровое неравенство'', поскольку появление новых крупных игроков на рынке доступа в Интернет приведет к дальнейшему росту конкуренции и оздоровлению рынка. Однако преувеличивать роль 3G и 4G в этом не стоит – малые города и села, деревни ''спасет'' только относительно недорогая двусторонняя спутниковая связь, которой сейчас нет», — заключает он.
Дальше – больше
Перспективы 2010 года эксперты видят хорошими. В ИК «Финам» ожидают прирост рынка ШПД на уровне 10−12%, называя при этом драйвером роста развитие сегмента беспроводного доступа.
Конкурсы на получение лицензий на оказание услуг связи в сетях в диапазоне 2300−2400 МГц (4G) уже проходят. Среди подавших заявки в Роскомнадзор на участие в конкурсе на получение лицензий в субъектах Поволжья — «Связьинвест» (в лице «ВолгаТелекома» и «Ростелекома»), МегаФон, «Башинформсвязь»,
Что касается игроков рынка фиксированного ШПД, то рост конкуренции, в том числе и с сетями 3G, заставит их искать себе новые плацдармы развития. В частности, в ближайшие годы многие игроки рынка намерены обратить внимание на города с относительно небольшим числом населения, от 100 тыс. человек. Об этом, например, заявляют
Источник: www.expert.ru