vivatika_banner_982_px
Статьи Обзоры В поисках активов

В поисках активов

Печать

poisk.jpgРегиональные локальные провайдеры в замешательстве и стагнации. Кризис значительно сократил их финансовые возможности и снизил капитализацию, тем самым сделав более привлекательными для крупных игроков. Впрочем, последние не торопятся скупать в регионах все подряд.

Планы многих федеральных игроков по экспансии в регионы объяснимы ростом конкуренции в крупных городах, что дает меньшую отдачу при тех же затратах на привлечение дополнительного абонента. Выход в регионы с низким уровнем конкуренции снимает эту проблему. Одним из наиболее быстрых способов выйти в регион является покупка местного оператора. К примеру, в КОМСТАР-ОТС, объявляя о своей программе строительства сетей в малых городах, не скрывали, что рассматривают все варианты, включая покупку региональных активов. Правда, подчеркивают, что требования к покупке высоки. «В планах группы компаний — выход в города с населением от 100 тысяч человек. Мы планируем реализовать это как за счет приобретений, так и за счет органического развития, строительства сетей, — говорит Екатерина Невская, руководитель пресс-службы «КОМСТАР-ОТС». — Приоритеты при подготовке сделок — это размер бизнеса оператора. Мы ориентируемся на лидеров рынка, компании, которые занимают первые места на альтернативном рынке связи того или иного региона».

Кроме размера абонентской базы критериями при покупке обычно являются технические характеристики сети оператора, прозрачность бизнеса, уровень организации бизнес-процессов. Последний фактор влияет на скорость интеграции новой компании в общую структуру. А не потерять динамику развития на растущем рынке — задача важная.

Подойдут не все

«Федеральным операторам интересны в большей степени «крепкие» региональные компании, обладающие существенной абонентской базой и имеющие в регионе хорошую репутацию, — поясняет Татьяна Менькова, аналитик ИК «Финам». — Региональные провайдеры интересны, прежде всего, крупным федеральным операторам, имеющим существенные инвестиционные программы и, соответственно, заинтересованным приобрести уже действующий бизнес, чтобы не упустить время для динамичного наращивания своей абонентской базы на региональном рынке».

С другой стороны, в регионах не так много компаний, которые могут удовлетворять столь высоким требованиям. К тому же, если региональная компания сумела хорошо развиться, построить обширную сеть и стабильную абонентскую базу – возникнет ли у ее акционеров желание продать бизнес? Да еще и по посткризисной цене. Вряд ли.

«После того, как «ЭР-Телеком» стал самой быстрорастущей за последние годы компанией в области телекоммуникаций, мы действительно почувствовали повышенный интерес к нам как со стороны других крупных игроков, так и со стороны финансовых институтов, — говорит Андрей Семериков, генеральный директор ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг». — Все чаще приходится читать, что кто-то нас хочет купить. Подчеркну, мы являемся стратегическим игроком в отрасли. И не случайно сейчас заявляем рынку о своем намерении занять к 2014 году 20 процентов рынка ШПД и КТВ в России по выручке, для того, чтобы исключить всевозможные спекуляции по поводу слияний и поглощений с участием «ЭР-Телекома».

Партнерство ради мира

Однако не всем региональным провайдерам удалось обрести такую устойчивость. В основном это локальные игроки, которые начинали деятельность на рынке в качестве телефонных компаний, со временем предложив абонентам услуги доступа в Интернет. Если говорить о непубличных операторах, то в условиях закрытия кредитных рынков снижение активности их потенциальных покупателей способствовало уменьшению их капитализации. С другой стороны, на стоимость операторов негативное влияние оказывало снижение уровня расходов абонентов на связь, что оказывало непосредственное влияние на финансовые показатели бизнеса.

На этом фоне перспективы региональных интернет-провайдеров сохранить свои позиции на рынке невелики. В определенный момент многие из них останутся перед выбором из двух альтернатив – продать бизнес либо вступить в какие-либо партнерские отношения с крупным игроком, замечают в ИК «Финам».

Варианты создания альянсов небольших региональных провайдеров с целью противостояния крупным игрокам сами участники рынка отметают как противоречащие законам конкуренции. «Целью противостояния, по моему мнению, могут быть только коммерческие интересы. На конкурентном рынке, к которым смело можно отнести рынок интернет-доступа Самары и Тольятти, подобная кооперация маловероятна», — говорит Александр Сергиенко, генеральный директор тольяттинской интернет-компании «АИСТ».  Он считает более перспективным сотрудничество провайдеров с торговыми сетями. Сотрудничество может быть полезно в связке оператор – большая торговая сеть, имеющая большое количество точек продаж и, как правило, низкую себестоимость их обслуживания. Именно в таком случае оператор связи заинтересован в масштабном доступе к рынку, а оператор торговой сети – в получении нового продукта, на котором можно зарабатывать дополнительную маржу.

Впрочем, и по линии сотрудничества телеком-компаний есть примеры виртуальных операторов со схемой работы со своей маркой на чужих сетях. И по мере придания MVNO четких законодательных очертаний возможно появление новых форм такого сотрудничества.

Например, партнерская схема «Синтерры» убеждает, что интерес к сотрудничеству в регионах есть. В течение 2009 года партнеры компании в регионах заработали свыше 3,5 млрд рублей (рост выручки 30% к 2008 году), и само число региональных партнеров компании выросло в 2,5 раза. Как утверждают в компании, кроме активной работы на рынке магистрального доступа развитию партнерских отношений способствовали такие новые схемы сотрудничества, как обмен и выкуп избыточных «темных волокон», программа по локализации контента в российских регионах, а также проект «мини-сети WiMAX» и расширение спектра услуг, оказываемых на базе региональных ЦОД компании.

Пример экспансии через партнерство показывает оператор междугородной и международной связи МТТ. В рамках стратегии диверсификации определены новые точки роста бизнеса, в частности, широкополосный доступ в Интернет и IPTV. За пять месяцев действия партнерской программы МТТ запустил ШПД в пяти городах, в том числе в Ижевске и Нижнем Новгороде. Партнером ОАО «МТТ» в Нижнем Новгороде стал местный провайдер «Меганет». В совокупности емкость «последней мили» партнеров составляет более 5,5 тыс. домохозяйств и в перспективе будет расширена. Все действующие партнеры работают под брендом МТТ, который берет на себя аутсорсинг бизнес-процессов и продуктов. По данным компании на начало 2010 года, техническая готовность площадок ШПД обеспечена еще в 30 городах России. «Первым сегментом, на котором МТТ сфокусируется в части развития инфраструктуры, станет широкополосный доступ в Интернет, — пообещал Элдар Разроев, генеральный директор ОАО «МТТ». — Наша задача — завоевать не менее 10 процентов российского рынка В2С ШПД. Такие показатели вполне достижимы за счет синергетического эффекта от партнерской программы, а также возможных M&A сделок на рынке магистральных каналов и провайдеров последней мили. В настоящее время мы также рассматриваем ряд предложений по приобретению операторов в сегменте В2В».

Путем слияния

Синергии от смены акционера ждут и в «КОМСТАР-ОТС». Синергия МТС и «КОМСТАР» позволит максимально полно использовать возможности обеих компаний и извлекать максимум пользы — как на уровне пользователей, так и в плане взаимного использования магистральных сетей связи и прочих технологических ресурсов. Новый акционер делает возможным быстрое развертывание ШПД-инфраструктуры в масштабах страны за счет опыта «КОМСТАР-ОТС» и финансовых возможностей МТС, а также широкой узнаваемости бренда МТС в регионах и доступа к развитой розничной сети МТС.

Очевидно, что объединение проводного и беспроводного бизнеса позволяет операторам получить ощутимый синергетический эффект, что позволяет сделать предоставляемые услуги существенно более конкурентоспособными на фоне остальных участников рынка.

Говоря о слияниях и поглощениях, нельзя не отметить значительно выросшую вероятность смены состава акционеров компании «СМАРТС» уже в нынешнем году. В середине февраля оператор сообщил об урегулировании разногласий и прекращении судебных споров между «Сигма капитал партнерз» и Angentro Trading and Investments. Акционерный конфликт вокруг ОАО «СМАРТС» исчерпан, и сделка по продаже оператора поволжской «дочке» «Связьинвеста» более чем реальна – дают понять в компании. «Теперь ничто не мешает компании развиваться, увеличивая свою долю на рынке услуг мобильной связи, — говорит Сергей Фролов, генеральный директор ОАО «СМАРТС». — В то же время ничто не мешает реализовать и альтернативную идею – создание четвертого федерального игрока на базе межрегионального оператора СМАРТС в содружестве с достойным инвестором, готовым решать столь масштабную задачу».

Источник: www.expert.ru

Twitter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Сохрани или поделись: