vivatika_banner_982_px
Статьи Обзоры Не развернуться

Не развернуться

Печать

4_operatora.gifПерспективы увеличения доходов сотовых операторов от оказания дополнительных услуг значительны. Но развитию данного направления мешают все еще слабое развитие беспроводных сетей нового поколения и дефицит качественного контента, который мог бы передаваться этим сетям.

Компании мобильной связи все больше становятся операторами прикладных услуг. По данным J’son & Partners Consulting, доля VAS (Value Added Services — услуги, приносящие дополнительный доход) в выручке операторов мобильной связи в 2009 году увеличилась до 19% — по сравнению с 16% в 2008 году. По подсчетам ИК «Финам», доля VAS в среднем по рынку составляет 15%, причем основной доход здесь дает передача SMS — около 50%. На долю мобильного Интернета в структуре выручки от услуг VAS приходится около 20%, продажи контента — около 20%, на долю других услуг — около 10%, говорит аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова. И добавляет: «Мы склонны считать, что в среднесрочной перспективе нескольких лет доля VAS в ARPU превысит 20?25 процентов». Основным драйвером роста доли дополнительных услуг в доходах будет мобильный Интернет.

Все выше и выше

Данные компаний говорят о том, что ежегодно доля VAS увеличивается на 1-2%. К примеру, по итогам 2009 года в выручке Поволжского филиала ОАО «МегаФон» доля VAS превысила 18%. Как говорят в компании, в выручке от VAS доля мобильного Интернета уже составляет почти 34%.

Еще одна интересная особенность величины VAS – сезонность. «В среднем доля выручки по дополнительным услугам составляет около 20 процентов, — рассказывает Дмитрий Мезин, директор Самарского филиала ОАО «ВымпелКом». — Традиционно в праздничные месяцы (декабрь-январь, февраль-март) выручка от дополнительных услуг увеличивается — люди активнее пользуются SMS, MMS и т.д. Летом, в период отпусков, показатели вновь выходят на свой средний уровень».

В МТС за девять месяцев 2009 года доля выручки от дополнительных услуг в общем объеме доходов компании составила 18%, причем наибольшую динамику показывают доходы от передачи данных – рост на 51% в третьем квартале 2009 года относительно аналогичного периода 2008 года.

Сергей Швайкин, генеральный директор самарской компании MetroMAX (в прошлом непосредственно работавший на рынке мобильной связи — в «Билайн-Самаре»), отмечает, что за последние несколько лет произошла ломка традиционной операторской модели. Ранее считалось, что компания мобильной связи должна заниматься только сотовой связью, а остальное – все непрофильные активы. «Сейчас операторы занимаются всем — начиная от аренды каналов и заканчивая Интернетом и ШПД, — говорит он. — Но я думаю, что выручка от дополнительных услуг пока несоизмерима с теми затратами, которые операторы понесли, вкладывая деньги в развитие мобильного 3G-интернета. И хотя абонентов мобильного Интернета довольно-таки много, уровень качества, а самое главное – уровень покрытия 3G здесь пока какого-то значимого коммерческого результата не приносят».

Веселые картинки

Сети нового поколения 3G и 4G открывают операторам новые перспективы для развития дополнительных услуг. Если не считать бизнеса контент-провайдеров, продающих рингтоны и картинки, серьезные инвестиции в этот бизнес только начинают приходить. Речь, прежде всего, о дополнительных сервисах самих операторов связи. Последние как раз до последнего времени вопросами развития контента и сервисов занимались по остаточному принципу. Но, похоже, ситуация изменилась, о чем свидетельствуют следующие одна за другой инициативы сотовиков.

Так, МТС в сентябре прошлого года запустила в коммерческую эксплуатацию собственный развлекательный портал Omlet.ru и интернет-магазин. Его основные преимущества — обширная библиотека лицензионной музыки, игр и видео, возможности социальных сетей и возможность использовать контент как на мобильном телефоне, так и на компьютере.

Примеру конкурентов последовали в «МегаФоне» – оператор работает над созданием собственного контент-портала. «Определенные вещи мы будем делать для своих абонентов сами, а в каких-то областях предпочтем создавать конгломераты с уже существующими держателями контента, — рассказывает Елена Харитонова, пиар-директор Поволжского филиала ОАО «МегаФон». — Схема проста: наш «транспорт», наш абонент плюс их наработки в интернет-пространстве, когда каждый владелец странички сможет настроить свой аккаунт – внешний вид, функционал. Это очень важно для пользователей, и мы будем этому уделять внимание. Сложно спрогнозировать, когда «контентизация» сотовых операторов приобретет массовый характер, но у нас стратегически эта линия уже принята».

Впрочем, не все являются сторонниками развития контент-услуг в недрах сотового оператора.

«Контент – пища для малого бизнеса, а не наш профильный бизнес, — считает Андрей Гирев, генеральный директор поволжского оператора «СМАРТС». — Это совершенно иной бизнес. Мы предоставляем провайдерам и агрегаторам возможность оказать услуги через наши каналы. И для нас, конечно, создавать большие компании или собирать программистов и заниматься лицензированием неправильно. На это надо отвлекаться, и это тоже сложная работа».

В то же время Гирев признает, что нынешний уровень развития сервисов на базе Интернета очень невысок: «Нет единых государственных, муниципальных и ведомственных сайтов, единых сайтов штрафов, налоговой, банковские платежи пока толком не ходят – у нас еще, к сожалению, нечем пользоваться. Но это не вина мобильных операторов».

Время покажет

Сети 3G и 4G способствуют появлению новых мультимедийных сервисов. Можно даже сказать иначе – сети нового поколения для того и строились, чтобы обеспечить продажу абоненту новых мультимедийных услуг. Такие трафикоемкие сервисы, как передача видеозвонка, мобильного телевидения, видеонаблюдения, возможны только на новой скоростной технологической основе. «Мобильное телевидение на базе 3G — сегодня одно из наших перспективных направлений развития. Данная задача числится и в ближайших планах компании «ВымпелКом», — утверждает Дмитрий Мезин. Однако услуга «Видеозвонок» у него вызывает скепсис, что он объясняет достаточно низким на данный момент уровнем проникновения терминалов с поддержкой 3G, что, впрочем, не исключает большой популярности услуги в будущем.

У МТС услуга «Видеозвонок» уже запущена в ряде регионов, однако основные усилия компании сконцентрированы на запуске услуги мобильного ТВ, которую, судя по всему, считают более перспективной. В декабре 2009 года компания получила лицензию на оказание услуг связи для целей кабельного вещания. «Такого рода лицензия предполагает возможность передачи сигнала вещателя по своей сети для абонента, то есть трансляции программ любых компаний/каналов, — пояснили в МТС. — В сетях 3G просмотр будет возможен при установке в телефон определенной программы, которая обеспечит непрерывный видеостриминг. Сейчас мы изучаем возможность предложения продукта, который будет востребован рынком». Действие лицензии распространяется на всю территорию России, но при этом она не обязывает организовывать трансляцию во всех регионах, позволяя запускать услугу выборочно, в зависимости от ситуации на местных рынках. «Широкое развитие данных сервисов на основе 3G начнется в МТС после объявления в 2010 году тендера на поставку платформы для развития услуг на основе мобильного ТВ», — пообещали в компании.

В «МегаФоне» услуга мобильного ТВ приобрела более осязаемые очертания – в России уже 150 тыс. абонентов пользуются ресурсами «Видеопортала». «Видеопортал — это более 20 видеоканалов, по качеству изображения он приближается к подобным интернет-сервисам, — поясняет Елена Харитонова. — На выбор пользователю предлагается два пакета каналов: «Базовый и «18+». Стоимость подписки на неограниченный просмотр видеопрограмм «Базового» пакета — восемь рублей в день, плата за трафик передачи данных во время просмотра не взимается».

Кроме того, в компании отмечают, что пользователи мобильного ТВ, как правило, имеют средний или высокий доход и тратят на сотовую связь больше, чем равнодушные к этой услуге. Также они гораздо активнее (в два и более раз) потребляют и другие дополнительные услуги, такие как мобильный доступ в Интернет, антиопределитель номера, голосовая почта, мобильный платеж. Предпочтения Андрея Гирева также на стороне мобильного ТВ, а перспективы мобильных видеозвонков для него неясны. «Это лежит в области психологии и связано с общечеловеческими ценностями. Показателен пример скайпа: даже имея возможность обмена видеоизображением, абоненты не пользуются услугой, отключая передачу видео. Это связано с общечеловеческими ценностями. Видеозвонок не будет пользоваться такой большой популярностью, как мобильное телевидение – это точно», — считает он.

Виталий Солонин, ведущий консультант J’son & Partners Consulting, считает, что популярность мобильного ТВ прежде всего будет зависеть от тарификации услуги. «В принципе, можно смотреть мобильное интернет-телевидение уже сейчас — достаточно зайти с 3G-смартфона на любой сайт, который транслирует видео и ТВ-программы. Так что никакой провайдер в принципе не нужен. Вопрос только в качестве услуги и готовности оплачивать трафик передачи данных. Международный опыт показывает, что мобильное ТВ — это нишевая, а не массовая услуга», — замечает он.

Что для VAS сделать?

С момента насыщения рынка операторам ничего не остается, как диверсифицировать деятельность и искать новое применение существующим технологиям. В том числе благодаря этому рост числа активных SIM-карт продолжится за счет установки их в различные устройства, отличные от телефонов, например, устройства дистанционного контроллинга. Благо сети 3G позволяют при необходимости достаточно быстро передавать большие массивы данных вплоть до потокового видео. На этом основаны сервисы удаленного видеонаблюдения, контроля передвижений, сигнализации и другие решения на стыке технологий. Интересной нишей может стать предоставление мобильной связи в самолетах, но востребованность услуги в основном будет зависеть от ценовой политики операторов. Татьяна Менькова полагает, что в ближайшее время стоит ожидать появления широкого спектра неголосовых услуг на базе передачи данных – от скоростной передачи данных до возможностей навигации и использования технологий дополненной реальности (augmented reality).

В J’son & Partners Consulting отмечают, что основной преградой для роста популярности дополнительных услуг может стать только техническая неподготовленность сетей операторов.

Источник: www.expert.ru

Twitter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Сохрани или поделись: