По разным оценкам, количество абонентов платного ТВ в России составляет от 14,5 до 22,5 млн. Рост рынка за прошлый год оценивается в 16-21%, а объем абонентских платежей за прошлый год – в $830-940 млн. Дальнейшее развитие рынка поставщики услуг неэфирного ТВ видят во внедрении цифрового телевидения, ТВ высокой четкости, и IP-TV и 3В-TV.
Абонентов становится больше
На российском рынке платного ТВ властвуют «кабельные» компании, на долю которых, по оценке iKS-Consulting, приходится 71% всех абонентов и 65% абонентских платежей. Спутниковое ТВ оплачивают 27% абонентов в размере 32% от общего объема платежей. Оставшиеся 2% абонентов изучают возможности нового телевидения IP-TV, которое забирает на себя 3% абонентских платежей.
А вот рейтинг лидирующих на рынке платного ТВ-компаний выглядит иначе. Первое место, по итогам 2009 года, iKS-Consulting отдала спутниковой компании «Триколор», абонентская база которой превысили 4,26 млн пользователей. В прошлом году компания увеличила свою абонентскую базу на 1,2 млн, то есть на 44%. За «Триколором» следует длинный список «кабельных» компаний. Знакомая самарцам «ЭР-Телеком» занимает в рейтинге iKS-Consulting четвертую строчку с 970 тыс. абонентов по всей России. Кстати, на долю пяти крупнейших провайдеров («Триколор», НТК, «Комстар», «ЭР-Телеком», «Мультирегион») приходится 35% общего объема абонентской базы.
Однозначно в последние годы отмечается рост числа абонентов у всех провайдеров. В прошлом году абонентов кабельного ТВ стало на 10% больше, при этом спутниковые операторы даже смогли увеличить свою долю на рынке с 23% в 2008 году до 27%, а абонентские базы IP-TV в России подросли на 46% (доходы – на 75%).
Естественно, растут абонентские базы и у самарских операторов платного ТВ. По информации службы по связям с общественностью Самарского филиала ОАО «ВолгаТелеком», число абонентов кабельной сети «ВолгаТелеком» сегодня превышает 26 тыс., а рост за последние пять лет составит 25%. Пресс-служба компании «ВымпелКом» оценивает российскую аудиторию своей кабельной сети в 60 тыс. пользователей.
Реклама пока идет в эфир
Как пояснил аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, пока объем совокупных рекламных сборов «неэфирных» каналов на несколько порядков ниже показателя эфирного телевидения. Согласно данным АКАР, в прошлом году из общего объема рекламных платежей (204 млрд руб.) 113,7 млрд руб. пришлись на долю телевизионной рекламы, в том числе: 112,2 млрд руб. - на долю эфирного ТВ и только около 1,5 млрд руб. - на долю «неэфирных» каналов. Очевидно, потенциал «неэфирного» ТВ более чем существенный. По прогнозам экспертов «Видео Интернешнл», в течение следующих трех лет объем медиарекламных бюджетов в сегменте «неэфирного» ТВ вырастет более чем на 70%. Аналитики УК «Финам» считают эти ожидания слишком осторожными. По мнению Максима Клягина, в последнее время прослеживается тенденция к пока незначительному, но все же достаточно заметному перераспределению рекламных бюджетов в пользу «неэфирного» ТВ. Значимыми факторами роста интереса рекламодателей к рынку «неэфирного» ТВ стали монополизация рекламного рынка эфирного телевидения, тренд к снижению смотрения национальных телеканалов значительной частью наиболее капитализированной и экономически активной аудиторией, а также, с другой стороны, сравнительно низкая стоимость размещения на «неэфирных» каналах. «В 2010 году объем рынка телевизионной рекламы в целом может вырасти на 10-15%. Мы полагаем, что темпы роста для «неэфирного» ТВ будут существенно выше и могут в 2-2,5 раза превысить данный уровень, - добавил Максим Клягин. - Основными драйверами роста этого сегмента будут оставаться, с одной стороны, высокие темпы роста технического охвата и динамичное расширение абонентской базы. Органический рост аудитории будет происходить в основном за счет увеличения смотрения «неэфирного» ТВ пользователями среднего класса, более высокий уровень благосостояния которых позволяет им делать выбор в пользу платных услуг телевидения. С другой стороны, мы ожидаем дальнейшего развития интереса к развивающемуся рынку платного ТВ со стороны крупнейших рекламодателей. Более комфортные условия размещения при высоком аффинити будут способствовать наращиванию рекламных сборов «неэфирных» каналов».
Есть куда расти
Несмотря на весьма приличную динамику роста абонентской базы и весьма радужные перспективы повышения рекламных доходов, российский рынок платного ТВ сильно отстает от показателей Западной Европы, США и стран Азии. По оценке J’son & Partners Consulting, доля РФ на мировом рынке платного ТВ не превышает 2%. Скромные показатели российского рынка обещают отечественным провайдерам весьма значительные перспективы.
В настоящее время российские операторы «неэфирного» ТВ имеют возможность предоставлять своим абонентам доступ к более 200 телеканалам. Однако дальнейшее развитие большинство из них видят не просто в увеличении количества вещаемых каналов, а в расширении услуг. Некоторые кабельные компании уже начали транслировать цифровое ТВ, заходит речь и о начале вещания 3D-TV. По данным компании IMS Research, уже к концу 2010 года более 50 «кабельных» компаний смогут предложить услуги 3D-TV, а к 2014 году 3D-телевизоры будут уже в 9% домохозяйств во всем мире.
По словам заместителя генерального директора ОАО «ВолгаТелеком» - директора Самарского филиала Александра Курочкина, «ВолгаТелеком» до конца 2010 года планирует ввести в эксплуатацию услуги IP-TV. «Доставка телевизионного сигнала в цифровом виде по сети передачи данных будет доступна большинству абонентов Интернет Самарского филиала ОАО «ВолгаТелеком, - добавил Александр Курочкин. - Мы планируем предложить своим абонентам большое количество каналов высокой четкости (HD), объемное видео 3D-TV, а также такие сервисы, как видео по запросу (возможность выбора необходимой для просмотра киноленты в фильмотеке) и сетевой видеомагнитофон – запись нужных пользователю передач с последующим их просмотром в удобное для него время».
О запуске домашнего цифрового телевидения «Билайн ТВ» на территории Самарской области в ноябре 2010 года рассказала старший специалист по внешним коммуникациям Самарского филиала ОАО «ВымпелКом» Алена Лелекова. «Билайн ТВ» стратегически построено на двух ключевых преимуществах: возможности просмотра телевидения вне расписания и полномасштабной поддержке HD (все предлагаемые приставки – с поддержкой HD). Мы понимаем, что свободного времени у нашего зрителя все меньше и меньше, и шансов, что в подходящее время в телерасписании найдется что-то интересное, также все меньше. Поэтому мы сделали удобную систему записи ТВ-передач одним нажатием кнопки. Зрителям нашей кабельной сети доступны и телеканалы высокой четкости», - сообщила Алена Лелекова. В 2010 году «Билайн» подтвердил техническую возможность трансляции 3D-контента через услугу «Видео по запросу» для всех пользователей «Билайн ТВ». Как прокомментировал директор по развитию широкополосного доступа ГК «ВымпелКом» Алексей Крайнов, до конца года компания планирует запустить услугу в семи городах России, в том числе и в Самаре.
Автор: Ольга Калядина
Фото: Сергей Кокарев
Источник: Волжская коммуна