vivatika_banner_982_px
Статьи Обзоры Битва без побежденных

Битва без побежденных

Печать

platshetnii_bum_1Планшетные компьютеры пользуются все большим спросом. В аналитической компании Gartner ожидают, что в мире в 2011 году будет продано 69 млн планшетов. Но хотя планшеты постепенно будут «отъедать долю» у нетбуков, эксперты полагают, что спрос и предложение продолжат расти в обоих сегментах. Ведь рынок планшетов пока еще находится в стадии формирования, а нетбуки уже зарекомендовали себя, и консервативная часть пользователей не собирается менять их на новомодные гаджеты.

Планшетный бум

Эксперты аналитической компании Gartner прогнозируют, что за нынешний год во всем мире будет продано 69 млн планшетных компьютеров по средней цене $477 за устройство. По предположениям ITResearch, в России в 2011 году будет продано около 1 млн планшетов. А по данным аналитиков SmartMarketing, за первый квартал в нашей стране было продано почти 200 тысяч планшетов.

Но планшетам все же еще далеко до нетбуков. «Доля нетбуков в сегменте мобильных ПК, согласно различным экспертным оценкам, составила около 20%, а планшетов – около 1,5-2%», – отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. По словам эксперта, в 2010 году рынок мобильных компьютеров показал наиболее значительный рост по сравнению с другими видами компьютерной техники.

«В 2009 году в результате кризиса рынок провалился на 30%, однако провал был вскоре компенсирован резким ростом в 2010 году. В 2010 году рынок ПК вырос почти на 50%. Рост в сегменте десктопов составил только около 24%, а в сегменте мобильных ПК – 76%. При этом продажи собственно ноутбуков выросли почти на 70%, а нетбуки продемонстрировали рост на 107%, – подчеркнул Максим Клягин. – По данным ITResearch, в 2010 году в России было продано почти 10750 тыс. компьютеров: 4910 тыс. десктопов с учетом «самосбора» и 5840 мобильных ПК (включая нетбуки). Доля ноутбуков в продажах персональных компьютеров, по нашим оценкам, в 2010 году составила около 54% (в 2005 – только около 18%). Мы ожидаем, что по итогам 2011 году она вырастет не менее чем до 60%. Субноутбуки востребованы рынком. Динамика продаж в данном сегменте, который находится на начальном этапе своего формирования, отличается весьма выразительными темпами роста».

PR-менеджер Media-Saturn Russia (сети Мedia Markt и Saturn) Анна Трофимова признает, что с появлением iPad ситуация на рынке ПК (ноутбуки, нетбуки, собственно планшеты), конечно же, изменилась. «С дальнейшим развитием это влияние будет все больше и больше, хотя перспектива падения продаж нетбуков не очевидна, так как этот рынок объемен и довольно стабилен. На сегодня рост продаж в этой категории в наших сетях составил почти 30% по сравнению с показателями прошлого года. Время от времени происходят сезонные колебания продаж этих устройств, причем рост особенно наблюдается перед отпускным сезоном – так было и в этом году», – сообщила Анна Трофимова.

«В настоящее время, даже с учетом бурного развития рынка планшетных устройств, доля нетбуков существенно не изменилась, нетбуки лишь перешли в более низкий ценовой сегмент», – добавляет руководитель отдела продаж секции портативных компьютеров компании Samsung Electronics Rus Аркадий Граф. Эксперты рынка, производители и ритейлеры сходятся во мнении, что сложившаяся на отечественном рынке ситуация характерна и для мирового рынка в целом.

«В целом по России в нашей сети доля продаж нетбуков от общего числа вычислительной техники и периферии составила около 20% в 2010 году, в 2011 – 15%. В Самарской области дела обстоят точно так же. Продажи планшетников постепенно набирают оборот, и уже сейчас их доля в структуре IT-рынка Европы составляет 7,11% (по данным продаж Media-Saturn-Holding GmbH). Это является значимым результатом опять-таки благодаря революционному продукту от Apple. Соответственно, можно прогнозировать дальнейшее развитие данного сегмента техники, – отмечает Анна Трофимова. – В целом предпочтения российских потребителей соответствуют мировыми трендам, хотя формируются они с некоторым запозданием. Лучше всего в мире в магазинах Media Markt и Satur по-прежнему продаются ноутбуки – на них приходится почти 80% продаж».

Плюсы и минусы

Сторонники и критики есть у каждого вида мобильных устройств. И они находят много достоинств в любимых гаджетах и не меньше недостатков в других.

«К достоинствам нетбуков можно отнести их стоимость, наличие полноценной клавиатуры, встроенного жесткого диска, а также всех стандартных разъемов (USB, VGA, LAN и т.п.). Преимущества планшетов – сравнительно более низкий вес, долгое время работы батареи и мобильность», – поясняет Аркадий Граф. Максим Клягин подчеркивает, что выбор и качественная оценка устройства могут определяться, прежде всего, конкретными целями или задачами. Для одного потребителя определяющим фактором может быть функциональность, для другого – портативность, мультимедийность, юзабилити или дизайн и актуальность бренда. Анна Трофимова полагает, что основной плюс нетбуков – ценовая доступность, широкий ассортимент - позволяет найти оптимальную модель людям с разными финансовыми возможностями. «Некоторые консервативные потребители ценят также наличие клавиатуры. Фактически, это ноутбук с урезанный возможностями, который может долго работать без подзарядки, имеет малый вес. Минусы нетбука – это, конечно, невыдающиеся технические характеристики и в некоторых случаях интуитивно непонятная операционная система. Настоящим плюсом планшетников является более дружелюбная операционная система, с которой приятно работать, а также простота и легкость в использовании – достал, включил. Серьезным минусом, например, лидера сегмента – планшета Apple – является несовместимость с системами и устройствами других производителей, – рассказывает Анна Трофимова. – Из сугубо российских особенностей можно отметить интересный факт в сегменте ноутбуков. Основные продажи этих устройств приходятся на ноутбуки с диагональю экрана 15,6”. Кроме того, российский потребитель ценит наличие в ноутбуке выделенной графической карты, на которое европейский покупатель, как правило, никакого внимания не обращает».

Мобильное будущее

Опрошенные эксперты не сомневаются, что, несмотря на серьезную конкуренцию со стороны планшетных устройств, нетбуки не «вымрут». Максим Клягин уверен, что в ближайшие пять лет спрос на мобильные ПК продолжит расти, поскольку сейчас персональный компьютер имеется лишь у 43% российских семей, в то время как мобильный телефон есть уже почти у 90%. «Вполне вероятно, что направление планшетов продолжит развиваться достаточно динамично и выделится в крупный сегмент рынка, который сможет составить заметную конкуренцию традиционным решениям, в первую очередь, вероятно, нетбукам и в меньшей степени, наверное, ридерам (все-таки преимущества e-Links для чтения очевидны), – отмечает аналитик. – При этом, видимо, многофункциональность (в том числе в части беспроводной передачи данных), ориентированность на мультимедиа и сравнительно невысокая, а, соответственно, весьма конкурентоспособная цена будут оставаться основными отличительными особенностями этих девайсов».

При этом объем продаж ноутбуков в натуральном выражении в 2016 году, по расчетам УК «Финам Менеджмент», вырастет в три раза по сравнению с 2010 годом. «Мы ожидаем, что тенденция замещения настольных компьютеров мобильными продолжится в первую очередь в домашних хозяйствах. Настольные компьютеры в будущем будут использоваться преимущественно организациями. Мы ожидаем, что по итогам 2011 года она вырастет не менее чем до 60%, а к 2016 году составит уже около 80% (около 17 млн единиц по нашим расчетам), – такой прогноз представил эксперт. – На наш взгляд, одним из основных трендов, если рассматривать ситуацию в целом, будет дальнейший рост доли на рынке компактных многофункциональных устройств (пожалуй, еще и с акцентом на мультимедиа), в том числе, в части роста их доступности для массового пользователя за счет заметного снижения стоимости. В частности, использование ряда новых процессоров позволило вывести на рынок ряд сравнительно недорогих и при этом достаточно эффективных, условно сопоставимых по производительности с более дорогими аналогами, гаджетов».

Аркадий Граф полагает, что снижение доли сегмента нетбуков в целом будет возможно в случае существенного снижения стоимости планшетных ПК, однако полного замещения нетбуков планшетными устройствами не произойдет по причине более высокой функциональности нетбуков и наличии привычной клавиатуры.

Анна Трофимова также считает, что нельзя говорить о «закате» рынка нетбуков. «Спрос и предложение в обоих сегментах, безусловно, будут расти, хотя постепенно планшеты будут «отъедать долю» у нетбуков. Что касается рынка планшетов, он пока еще в стадии формирования – судя по продажам в наших сетях Media Markt и Saturn, он фактически монополизирован моделями Apple. Конечно же, потребители ждут новых решений, например, созданных на базе оперативной системы Android. И мы уверены, что новые разработки от крупнейших мировых производителей не заставят себя ждать», – заключила Анна Трофимова.

Аркадий ГРАФ, руководитель отдела продаж секции портативных компьютеров компании Samsung Electronics Rus:
– Есть понимание того, что рост сегмента нетбуков практически остановился и держится на уровне 20% рынка мобильных ПК вот уже более года. При этом стоимость нетбуков неуклонно снижается, в том числе из-за замещения их планшетами в высоком ценовом диапазоне (13000-16000 рублей), а также за счет снижения стоимости недорогих ноутбуков. В целом, по сегментации российский рынок соответствует мировому.

Максим КЛЯГИН, аналитик УК «Финам Менеджмент»:
– Можно отметить, что российский рынок мобильных ПК является относительно молодым и поэтому сравнительно быстро растущим. Доля мобильных ПК (включая нетбуки) в продажах в 2005-2010 годов быстро росла и, по данным ITResearch, в 2011 году составила 54% в натуральном выражении (в 2005 - 18%). Темпы прироста продаж ноутбуков в 2005-2010 годах существенно опережали темпы прироста продаж настольных ПК, никогда (за исключением 2009 года) не опускаясь ниже 50%.

Анна ТРОФИМОВА,PR-менеджер Media-Saturn Russia (сети Мedia Markt и Saturn):
– Средняя цена нетбуков значительно ниже стоимости планшета вроде iPad, что делает эту категорию товаров более доступной для широкого круга потребителей. При этом владелец нетбука часто получает больше технических и функциональных возможностей (например, наличие кард-ридера, привычного USB-разъема).Что касается планшетников, то нужно понимать, что такое устройство в первую очередь имиджевый продукт, а значит, довольно дорогой.

platshetnii_bum

Twitter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Сохрани или поделись: