vivatika_banner_982_px
Новости Интервью Самарские айтишники могут потерять миллионы

Самарские айтишники могут потерять миллионы

Печать
computer-money.jpgПосле отмены НДС на программное обеспечение прошло уже почти 4 месяца, но проблемы в учете остались. Эти неясные моменты грозят и поставщикам, и потребителям дополнительными расходами и налоговыми штрафами. 
 
Представители IT-сообщества собрались на Дискуссионный клуб в редакции «ДК», чтобы обсудить, как избежать подводных камней при подаче деклараций.
 
эксперты
Дмитрий Абросимов
директор IT-компании «ПромИнфоКонсалт»
Наиля Насыбуллина
генеральный директор ГК «Бизнес-Актив»
Илья Прилепский
начальник IT-отдела «Авиаагрегата»
Максим Шенцев
директор компании «Лидер АйТи»
 

Как отмена НДС на ПО повлияла на самарский рынок IT?

Что делать, если софт был приобретен по долгосрочному контракту еще в прошлом году?

Как во внутренних документах зафиксировать время введения ПО в эксплуатацию?

 
Дискуссию открыл директор компании «Лидер АйТи» Максим Шенцев, расписав в двух словах всю соль проблемы. Когда в начале года вступили в силу поправки, отменившие НДС при продаже программного обеспечения (передаче прав), торговля софтом в Самаре погрузилась в хаос. Часть продавцов успела подготовиться к новогоднему «подарку», другие, менее осведомленные, меняли документооборот несколько раз и в итоге совершили сделки, грозящие штрафами как им самим, так и их клиентам. А проектировочные программы от Autodesk и сегодня продают с НДС — разработчик не успел перестроить свою логистику в России. Ближе к дате подачи налоговых деклараций и подготовившиеся компании выявили массу спорных ситуаций, в которых не ясно, что делать: если перестраховаться и не принимать НДС к зачету, компания понесет дополнительные расходы в 18% от IT-бюджета — для крупных потребителей, таких как банки и предприятия, выльется в миллионы рублей. Если принять — налоговая инспекция может расценить это как нарушение, потребовать доплатить налоги и вдобавок наложить штраф. По оценке г-на Шенцева, из-за отмены НДС на софт совокупные потери клиентов и IT-компаний Самары могут составить до $12 млн.

Российский Минфин выпустил рекомендации, а сама ФНС дает короткие ответы, но все они сводятся к тому, чтобы налогов платили больше в каждой ситуации. Не все компании с этим согласны и собираются отстаивать правоту в судах. В итоге от изменения налогового законодательства выиграли только вендоры — они тихо увеличили цены на 18% и умыли руки, а всех остальных: дистрибьюторов, риселлеров, клиентов — волнует вопрос, как вести учет в новых условиях.

Прошлогодние покупки ПО напоминают о себе

После первых докладов последовала серия вопросов к аудитору. Роль эксперта на себя взяла генеральный директор ГК «Бизнес-Актив» Наиля Насыбуллина.

Одна из главных новых проблем, что делать с долгосрочными контрактами. Например, один из крупных потребителей в прошлом мае приобрел лицензионное ПО Microsoft в рассрочку на 3 года. График расходов утвердили, а потом законодательство изменилось. Как поступать дальше: продолжать принимать НДС к зачету или сделать перерасчет и нести дополнительные расходы?

Наиля Насыбуллина с ходу дала решение: поступление лицензионного ПО Microsoft с подписанием лицензионного соглашения отражается в учете на дату перехода прав. При поступлении в 2007 г. действует законодательство 2007 г., при реализации в 2008 г. — 2008 г. Однако применить это простое правило к IT-рынку оказалось нелегко. Лицензионный договор заключается в 2007 г., но программы вводятся в эксплуатацию позднее, при установке всплывает сообщение о согласии с лицензионным договором, и только с того момента, когда пользователь нажимает кнопку «Да», он присоединяется к договору. Соответственно, нужно ориентироваться на нормы того года, когда произошел этот «клик по мышке». Со стороны бухгалтеров это правило поставщиков вызвало бурю недовольства — в крупной компании проверить дату ввода каждой из сотен программ в эксплуатацию нереально, тем более что они могли быть переустановлены из-за сбоев. По мнению директора IT-компании «ПромИнфоКонсалт» Дмитрия Абросимова, единственный выход — ориентироваться только на наличие подписанного лицензионного договора: «Инсталляция и разные кнопочки в программах — это наше, айтишников, дело, и оно к бухучету не относится. Налоговая смотреть на это не будет. Договор и акт — общепринятые бухгалтерские документы, чего не скажешь о диалоговом окне в программе». Наиля Насыбуллина, соглашаясь с таким подходом, предложила подписать внутренние приказы о вводе программ в эксплуатацию и бухгалтерские справки. По ним можно будет проследить дату присоединения к договору — как для внутреннего учета, так и для ФНС.

Но, как полагает Максим Шенцев, и такой защиты может быть недостаточно: если решат, что расходы принимаются постепенно, в соответствии с правилами учета расходов будущих периодов, что характерно для учета ПО, то и возмещать НДС придется постепенно. Тогда выплаты рассрочки (или по поводу любого продукта, который используется в период 2007 и 2008 гг.) за 2008 г. пойдут уже без НДС — 18% уже нельзя будет принять к зачету, в соответствии с письмом Минфина. «Спор по данному вопросу может возникнуть. Но это не значит, что он будет решен в пользу ФНС. В арбитражном суде рассматривается масса дел, и часто, когда налоговики подают иски, выигрывают налогоплательщики», — заявила Наиля Насыбуллина. Остальные эксперты согласились — ясность появится после первого решения арбитражного суда.

Цены на программно- аппаратные комплексы поставили в зависимость от вариантов учета

Начальник IT-отдела «Авиаагрегата» Илья Прилепский напомнил о проблеме, которая касается абсолютно всех — и потребителей, и перепродавцов. Сейчас технику и софт все чаще продают как «решение» или аппаратно-программный комплекс. Эти комплексы облагаются НДС, а программную часть в договоре при этом не выделяют. Получается, что софт продолжают продавать с НДС, при этом не нарушая закона. Но может ли покупатель этот НДС принять к зачету — это вопрос.

Наиля Насыбуллина предложила ориентироваться только на бухгалтерский документ. Если в нем продукт указан как товар, например, «компьютер», а не «право», то принимать НДС в зачет правомерно. В противном случае закупки необходимо делать по двум отдельным договорам. Тогда покупатель получит одну неделимую вещь по двум правопередающим документам.

Это предложение удивило представителя компании «Джи-Эс-Ти Самара». Годами самарские фирмы закупают отдельно программы и комплектующие, затем собирают компьютеры и продают их по одному договору. И теперь цена готового изделия окажется выше, чем если продавать по двум отдельным документам. Между тем для конечного потребителя разницы между собранным на месте и перепроданным готовым компьютером не будет никакой. «Но разница во внутренней цене! — возразила Наиля Насыбуллина. — Собирая компьютеры, вы организуете у себя аналог производства. И в цену конечного изделия попадает частичка аренды, заработной платы специалистов-сборщиков и прочих расходов. С точки зрения себестоимости вы формируете у себя совершенно иной продукт, не важно, что внешне он не отличается».

Оказалось, что данный вопрос актуален и для «ПромИнфоКонсалт». Дмитрий Абросимов: «Наша компания — франчайзи «1С» — поставляет компьютеры и ПО клиентам как в рамках проектов внедрений ПО, так и для легализации существующего ПО. Мы некоторое время работаем над тем, чтобы получить официальные разъяснения компании Microsoft по вопросу, может ли конечный пользователь программных продуктов быть сборщиком и на основании этого приобретать их OEM-версии для собственных нужд отдельно от компьютерной техники. Для этого мы написали официальный запрос с просьбой разъяснить критерии, на основании которых наши клиенты могли принимать однозначные решения, какие версии ПО они могут приобретать и каким образом они могут подтвердить контролирующим органам легальность выбранного способа лицензирования. Фирмой «1С» статус сборщика не используется». Бухгалтер компании «ГЕОС» не согласилась — статус сборщика легко доказать, если в бухгалтерской отчетности ведется счет 20 «Основное производство», а в штатном расписании есть производственные должности. Либо можно поступить, как «Лидер АйТи». Максим Шенцев рассказал, что его фирма завела на компьютеры гигиенические сертификаты. Те же правила действуют и для крупных потребителей. Если компьютеры собирают из комплектующих прямо на предприятии и отдел IT выступает в качестве внутреннего поставщика услуг, подразделение должно зафиксировать свой статус бухгалтерскими документами.

Розничный софт остается темной темой бухгалтерии

НДС продолжают облагать «коробочное» ПО, продающееся в магазинах. По сложившейся практике в розницу его покупают не только частные лица, но и организации. Если закупки идут небольшими партиями, например, под 2-3 новых рабочих места в офисе, то, чтобы не ждать, системный интегратор оформит поставку, отгрузит и довезет партию, служба IT закупает компьютеры в ближайшем магазине — вместе с необходимыми лицензиями на ПО. А у «1С» есть даже отдельное понятие «розничного канала», через который продаются программы, которых на организацию нужно по 1-2 экземпляра. Дмитрий Абросимов: «Если покупается «коробка» через розничный канал, лицензионное соглашение, естественно, никто не подписывает. В магазине никто таких документов не даст — там иной документооборот».

Принимать или не принимать НДС по «коробкам» к зачету — вопрос, который эксперты так и не решили. Г-н Шенцев напомнил про рекомендации Минфина, согласно которым продажа должна осуществляться с НДС, но покупатель не может принять к зачету — покупая коробку, он автоматически присоединяется к лицензионному соглашению при установке или использовании программы. «Вопрос спорный. Сами по себе разъяснения Минфина — не показатель, завтра они могут оказаться ошибочными и поменяться. Основываться нужно на нормах закона, но там это не прописано», — не согласилась г-жа Насыбуллина. Более всего удивило аудитора понятие покупок в розницу. Его нет в Гражданском кодексе, а в Налоговом оно присутствует в главе, не относящейся к данному вопросу. «Розница — работа с физлицами, конечный потребитель использует товар для собственных нужд, не для предпринимательской деятельности. Именно эта часть мне кажется неопределенной. Остальные моменты достаточно ясные», — подытожила аудитор.

Уходя, остальные эксперты переговаривались — в Москве уже есть компании, которые будут судиться с налоговой, например, дистрибьютор «Асбис». В зависимости от их успеха или поражения местные налогоплательщики смогут скорректировать учетную политику — уже во втором квартале.

 

Автор: Константин Дранч

 

Источник: Деловой Квартал (Самара)

Twitter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Сохрани или поделись: