vivatika_banner_982_px

Новости Интервью Станислав Казарин: «Нужно научиться доверять электронным средствам взаимодействия»

Станислав Казарин: «Нужно научиться доверять электронным средствам взаимодействия»

Печать

kazarinРуководитель департамента информационных технологий и связи Самарской области Станислав Казарин рассказал, что такое электронное правительство, как воспользоваться государственными и муниципальными услугами, не стоя в очередях, что скрывается за аббревиатурой МФЦ и почему специальность инженера снова становится востребованной.

Бумага уходит в прошлое

– Расскажите, что это за структура – электронное правительство?

– Это скорее не структура, а проект, задачей которого является глобальный реинжиниринг административных процессов. То есть переосмысление всего, что делают наши государственные и муниципальные служащие, а заодно – проверка на предмет эффективности и результативности их работы. При этом самый удобный способ налаживания этого процесса – использование информационных технологий. Потому что телефонная связь, факсы, а тем более пересылка почты с помощью курьерской службы – уже вчерашний день.

Между тем, до сих пор очень важный вопрос – какой носитель использовать при переходе на новый уровень взаимодействия. Ведь бюрократия тысячу лет училась работать с бумагой. У нас есть принятые стандарты, которые определяют этот порядок. К примеру, если документ был зарегистрирован секретариатом, на нем должен стоять штамп канцелярии, у него есть входящий номер. И тогда ни у кого не возникает сомнения в том, что он действительно существует. Но как выстроить такую же степень доверия к электронному сообщению? Какова должна быть последовательность прохождения электронных документов? А если человек, который обязан принять и обработать это письмо, сейчас находится в отпуске или в командировке? Понятно, что процесс стоять не должен, письмо необходимо перенаправить. Но как и кому? Находя ответы на эти вопросы, мы приходим к пониманию, что нам нужно научиться доверять электронным средствам взаимодействия. Ведь мир меняется намного быстрее, чем мы успеваем готовить регламенты, поручения и законодательные акты. И если все всегда жестко регламентировать, то мы будем постоянно безнадежно опаздывать. Вот почему если мы хотим работать на благо граждан, бизнеса и общественных организаций, то необходимо переходить к новому, сетевому управлению.

В первом ряду

– Когда в Самарской области начался процесс перевода государственных процессов в электронный формат? И что изменилось для простого жителя с того времени?

– Мы очень органично вошли в проект «Электронное правительство». Это случилось еще в 2002 году, когда стартовала первая федеральная целевая программа «Электронное правительство». Примером успешного применения информационных технологий может быть процесс монетизации льгот, исполнителем которой на местном уровне стал департамент социальной зашиты населения. С учетом огромного числа наработок в сфере технологий социальной защиты, уже имевшихся у нас на то время, по сравнению с другими регионами мы очень органично и безболезненно прошли процедуру монетизации. Все получатели субсидий у нас были учтены, их данные уже находились в соответствующих базах.

«Если мы хотим работать на благо граждан, бизнеса и общественных организаций, то необходимо переходить к новому, сетевому управлению». Система социальной защиты в Самарской области и по сей день остается одной из лучших в стране. На нашем сайте сегодня изложен полный перечень государственных и муниципальных услуг; вся информация о том, кому, как и когда они должны предоставляться, собрана в одном месте. В нашем регионе сегодня уже запущено несколько десятков электронных услуг, самые востребованные из которых – получение загранпаспорта и контроль штрафов ГИБДД. Граждане также имеют возможность получить выписку из пенсионного фонда и ЕГРП, записаться на регистрацию брака и транспортных средств и т.д.

Меняется менталитет наших граждан

– Какие плюсы вы видите в переходе на электронный формат взаимодействия гражданского общества, бизнеса и власти?

– Все плюсы сразу и не перечесть. Могу сказать, что на всех уровнях власти в регионе и лично у губернатора Владимира Артякова есть четкое понимание, что информатизация – это не только рост эффективности государственного управления, но и в целом повышение статуса региона, его инвестиционной привлекательности, квалификационного состава специалистов, занятых на государственной службе. Потому что так или иначе все эти технологии заставляют людей развиваться, быть готовыми к изменениям, к принятию нового. А та заскорузлость и закостенелость, которую долгое время ставили в упрек российской государственной машине, входит в жесткий конфликт с требованиями нового времени. И результат не заставляет себя ждать: мы видим, как на руководящие посты приходят молодые, динамичные люди. И это позитивным образом сказывается на способности власти быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, на конкурентоспособности региона в целом.

У нас сегодня самым активным образом развиваются коммуникации. Все школы, больницы, музеи, библиотеки подключаются к Интернету, что дает возможность обмениваться каталогами, проводить сеансы селекторной связи, видеоконференции, пересылать документы из архивных фондов, которые мы тоже пытаемся полностью переводить в электронный вид. Мы переводим в «цифру» наше культурное наследие, краеведческие материалы, запасники музеев. И если раньше поиск нужной информации мог занимать дни или недели, то теперь достаточно нескольких минут. И, что особенно радует, мы видим, как потихоньку меняется менталитет граждан. Процедуры упрощаются, люди начинают пользоваться электронными копиями документов, понимая их преимущество.

Студенческий кампус для IT-специалистов

– А на уровне подрастающего поколения заметны ли сегодня эти изменения? Насколько молодежь активно использует и изучает современные технологии?

– Наша молодежь является одним из главных потребителей электронных услуг. Однако одно дело – уметь пользоваться этой системой, и совсем другое – такие системы создавать. Сегодня мы обнаружили достаточно серьезную проблему, которая возникает еще на уровне школ и в дальнейшем выливается в нехватку специалистов в области информационных технологий. Эти специальности – инженерные, и чтобы поступить на профильные факультеты, выпускникам нужно сдавать ЕГЭ по физике, а это намного сложнее, чем, к примеру, обществознание. Получается, что отсекается достаточно большое число молодежи еще до их поступления в вузы. Вторая проблема банальна. Сегодня у нас демографическая яма как раз на срезе тех, кто сейчас поступают в институт. Через четыре-пять лет они должны стать специалистами, и, как результат, мы получим серьезную нехватку кадров.

Чтобы не допустить этого, мы активно работаем со школами и университетами. И отдельные надежды у нас связаны с проектом создания регионального инновационного образовательного кластера. Идея об образовании такого «студенческого кампуса» между Самарой и Тольятти, который не будет привязан к какому-то определенному вузу, достаточно нова и, что особенно уникально, подготовлена не в правительственных кабинетах, а созрела у общественной организации. Радует, что общество организуется не только для протестов, но и для конструктивных идей и проектов. Уже сейчас есть понимание, что эта площадка должна стать конкурентоспособной – как с точки зрения качества жизни студентов и преподавателей, так и в части уровня знаний, получаемых в ее стенах. Это масштабный проект, и он требует серьезной проработки. И в случае его реализации, думаю, мы сумеем изменить тренд, связанный с количественной и качественной подготовкой инженерных кадров.

Источник: РИА Самара

Twitter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Сохрани или поделись: